ГЛАВА И.
Художественная автобиография в произведениях Толстого (Николай Иртеньев, Нехлюдов 1), Оленин, Левин).
1.
В предыдущей главе я наметил общий план, которого буду держаться в дальнейшем изложении : сперва наше внимание должно быть обращено на те части в произведениях Толстого, которые, в известном смысле, могут быть названы «мемуарами», и где на авансцену выступает личность самого художника,
в большой или меньшей степени замаскированная вымыслом. Сюда, как это уже было указано, прежде всего относятся ■ це
ликом повести «Детство», «Отрочество», «Юность», «Утро помемещика», а затем отдельные фигуры в других произведениях, в особенности—Оленин в «Казаках» и Левин в «Анне Карениной».
Что повести «Детство», «Отрочество» и «Юность» не были плодом настоящей Dichtung и представляют собо ю род худо
жественной автобиографии и семейной хроники, — это давно
уже было более или менее известно. Но такой характер ранних произведений Толстого окончательно выяснился тогда, когда были обнародованы биографические сведеппя о Толстом—в статье проф. Н. П. Загоскина, «Студенческие годы Л. Н. Тол
стого» («Истор. Вестн.», 1894, январь), п в книге Р. Левенфельда: «Граф Толстой. Его жизнь, произведения и миро
созерцание* (перевод с немец. В. А. Перелыгиной, Москва, 1904, изд. 2-е) 2).
Левенфельд, черпавший пз непосредственного источника, от самого Л. Н. Толстого и членов его семьи, и пользовавшийся также неизданным дневником Толстого, сообщает нам
*) Конечно, Нехлюдов ранпих повестей, по пе—«Воскресения».
*) Первое издание вышло в 1896 году.—В 1908 г. появилась штга г. Бирюкова «Л. Н. Толстой. Биография» (второе изданио 1911 г.), где мы находим массу ценных указаний и документов, освещающих субіективную сторону в творчестве Толстого и «мемуарпый» характер его художественных произведений эпохи 60-х и 60-х г.г.