ГЛАВА I.
Постановка задачи.
В обширной литературе мемуаров, как известно, не претендующей на титул художественной, нетрудно однако найти такие
мемуары, которые производят впечатление художественное, и даже такие, которые, по праву, могут быть рассматриваемы пе как простая копия действительности, а как ее художественное обобщение и истолкование. К числу таковых в нашей русской лите
ратуре относятся: «Семейная хроника» О. Т. Аксакова, «Былое и думы» Герцена и «История моего современника» В. Г. Короленка.
На вопрос: где таится и к чему сводится та характерная черта, в силу которой художественные мемуары должны быть, отличаемы от произведений настоящего искусства,—нужно ответить так: эту черту следует искать не в самих мемуарах, не в са
мих образах, в них воспроизведенных, которые зачастую ровно
ничем не отличаются от образов искусства, а в личных намерениях авторов. Мемуарист не задается целью творить, обобщать действительность, создавать типичные образы: его задача—расска
зать свою жизнь, передать свои впечатления, сфотографировать тот уголок действительности, который ему знаком. Но если у него есть дар художественного обобщения, то образы, которые он ри
сует, легко могут выйти художественными, даже без всякой с его стороны преднамеренности. Так и вышло у Аксакова, Герцена и Короленка. В «Былом и думах» (помимо других сторон этого поистине великого произведения) найдутся образы, несомненно, художественные (как, например, фигура отца автора).
Мемуарист с художественным даром—это тот же художник, но только ограниченный в своем творчестве рамками действительности, которые он сам себе поставил.
Рисуя, например, себя, своих родителей, братьев, сестер, знакомых, друзей, врагов и т. д., он не имеет в виду создавать новые образы, кроме данных ему самой действительностью, а потому и не позволит себе устранить из фигуры отца известные
черты, несущественные для художественности образа, и заменить их чертами, взятыми из характера дяди, чтобы, путем такой