В 1156—1157 гг., как рассказывает летопись, князь Юрий Долгорукий обнес небольшое поселение, располо
женное на высоком мысе при слиянии Москва-реки и реки Неглинки, крепкой деревянной стеной («городом»). Это маленькое укрепление, прозванное «Москва-град», занимало только крайний юго-западный угол тепереш
него Кремля. Вокруг «города» шумел бор, о котором до сих пор еще напоминает название Боровицких ворот Кремля; противоположный берег реки был сырой мест
ностью, часто размываемой рекой, а также во время дождей; дальше простирались луга.
Ряд причин обусловил дальнейший рост Москвы: она находилась в центре русских княжеств, что помогали московским князьям об’единять вокруг нее другие кня
жества; она была окружена лесами, и это облегчало борьбу с врагами; этому же способствовали крепкие, на
дежные кремлевские укрепления; город был расположен на удобных путях сообщения, что давало возможность князьям собирать пошлины со всех товаров, которые перевозились по реке Москве.
Москва, бывшая сначала только передовым форпостом Владимирско-Суздальского княжества, особенно усилилась при князе Иване Калите. Иван Калита получил от хана Золотой Орды, завоевавшего русские земли, право собирать для него дань со всех княжеств.
В 1328 г. Москва стала великокняжеской резиденцией. Вокруг расширенного Кремля были построены в 1339 г. более надежные укрепления — дубовые стены.
К этому времени Москва значительно разрослась. За восточной стеной Кремля вырос большой торговый по
сад. Этот посад был защищен с южной стороны Моеква-рекой, с востока — Яузой и с севера — рекой Неглинкой.
В 1 366—1 367 гг. внук Калиты — князь Дмитрий Донской заменил старые деревянные стены Кремля белокаменными; он также расширил территорию Кремля.
В это время значительно усилилась власть московского князя: летопись говорит о том, что московский князь после закладки каменной стены «всех князей рус
ских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воле его, а на тех нача посягати».
В результате выгодных торговых союзов и удачных войн между московскими князьями и соперничавшими с ними .удельными князьями, экономическое и политическое значение Москвы быстро возрастало.