Литературный очерк в наши дни пользуется всеобщим внимапием. Творчество очеркиста Кокорева дает ценный материал для изучения этого литературного жанра. Жизнь тех социальных пластов, которые изо
бражал Кокорев, была позднее с большей полнотой представлена в очерках и рассказах беллетристов-народников, «художников-социологов», как определяет их Г. В. Плеханов. Не обладавший публицистическим пач>о- сом народников. Кокорев в какой-то мере является их предшественником.
Но очерки Кокорева интересны не только в исторнколитературном отношении. Они ценны как бытовые страницы, рисующие Москву сороковых годов и при
том тех слоев ее, которые в то время только начинали привлекать внимание писателей.
Жизнь и творчество Кокорева — по выражению Добролюбова — «грустная история гибели .таланта». Не вышедший на широкую литературную дорогу, он был забыт очень скоро после смерти своей даже ближай
шими друзьями. Один из них, Іі. Дементьев, редактор посмертного издания его очерков, собирался написать подробную биографию рано умершего писателя, но обеща
ния своего так и не исполнил, ограничившись краткими воспоминаниями. Грустную историю жизни и творчества московского очеркиста приходится воссоздавать по клочкам: биографические сведения о нем скудны и отрывочны.
Иван Тимофеевич Кокорев родился в 1826 г. в Москве, в семье бедного крепостного-отпущенннка, приписан
ного к мещанскому сословию. Мать писателя служила кухаркой, один из братьев был извозчиком. Первоначальное образование Кокорев получил в уездном училище. Учитель обратил внимание на отличные способности Кокорева и ходатайствовал о принятии его