Станиславским для того, чтобы, не расставаясь в течение суток, в восемнадцатичасовой беседе установить принципы создания нового театра.
Визитная карточка говорит о зарождении Московского Художественного театра.
ТЕАТРАЛЬНАЯ МОСКВА СОРОК ЛЕТ НАЗАД
«Театральное дело в те времена находилось, с одной стороны, в руках буфетчиков, а с другой — в руках бюрократов». В такой сжатой формуле раскрывает К. С. Ста
ниславский в своей замечательной книге «Моя жизнь в искусстве» сущность всей системы организации и руководства театральным делом.
Очень хорошие актеры частного драматического театра Ф. А. Корша каждую пятницу разыгрывали плохие пьесы, впрочем, вполне приноровленные к вкусам потребителя, искавшего зрелища не столько художественного, сколько занимательного и, во всяком случае, щекочущего нервы, все равно чем —• запутанной мелодраматической интригой или туалетами блестящей модницы-актрисы.
В другом театре еще более славные актеры—всероссийские знаменитости, носящие известные имена Ермоловой, Федотовой, Садовской, Никулиной, Лешковской, Ленского, Южина, Садовского, Горева,—распоряжались репертуаром и играли толыко то, что было в том или ином отношении выгодно или интересно тому или другому продолжателю
великих традиций Дома Щепкина. И, несмотря на то, что труппа этого «императорского театра» была блестящей по составу и в смысле наличия артистических сил театр пере
живал едва ли не самую цветущую пору, целый ряд пьес здесь проваливался. Даже Островский в его последнем фа
зисе творчества подвергся той же участи. И — небывалая вещь—в Малом театре не раз слышался голос суфлера, тщетно помогавшего актерам найти утраченную нить текста. И это случалось даже на спектаклях «Леса», о чем с горечью вспоминает П. Д. Боборыкин. Бездушная, чиновничья армия, заправлявшая делами искусства, довела Малый театр до такого падения.
«Нет таких резких слов, которые были бы достаточно резки, чтобы заклеймить эту гибельную для дела систему 6