администрации Малого театра», восклицает в свою очередь и В. И. Немирович-Данченко, в книге своих воспоминаний «Из прошлого» нарисовавший яркую картину бюрократической системы «руководства» театром. «Канцелярская форма,— говорит он,—< становилась важнее артистического содержания. Можно было скорее уязвить самолю
бие лучшего актера, чем среднего чиновника. Отказать в расходе по постановочной части или по вознаграждению ра
ботника сцены, но создать новую должность для молодого человека, приехавшего из Петербурга с запиской от ее сия
тельства. Нельзя было провести на сцене самую скромную реформу, если это влекло за собой какое-то передвижение на письменных столах конторы».
Теперь в каждом театре Советского Союза азбукой является то, что каждая пьеса должна иметь свою обстановку, т. е. свои, только в этой пьесе идущие декорации, свою ме
бель, бутафорию, свои, только для этих ролей сделанные костюмы. Тогда же это казалось целой революцией. «Ста
рый театр,—продолжал Немирович-Данченко,—имел «сад», «лес»,— как сами же чиновники фрондировали,— «высочайше утвержденной зелени»; имел гостиную с мягкой ме
белью и высокой лампой в углу, под желтым абажуром для уютного любовного диалога; зал с колоннами, конечно, пи
санными; мещанскую комнату с мебелью красного дерева. В декорационном помещении имелся «готический» зал и «ренессанс» для пьес «классических», как называл режиссер все костюмные іпьесы, хотя бы они писались современными авторами. К ним были соответствующие стулья с вы
сокими спинками, черный резной стол и курульное кресло, которое режиссер упорно называл «культурным». Все это имущество переходило из одной пьесы в другую. Добиваться новой декорации было :не легко. «Гардероб» каждый актер имел свой и делал его по своему вкусу. Даже советоваться с режиссером не находил нужным. Актрисы советовались между собой, чтобы не повториться в цвете платьев.
О монолитном спектакле, в котором все части гармонично слиты, никогда не думали.
Для писания декораций был на жаловании декооатор или декоратор-машинист. Декоратору Малого театра Бельцеру иногда удавались отличные «интерьеры», как в «Та
лантах и поклонниках», но это бывало исключением. Привлекать в театр художников, тех самых, которые увлекают