ОТ АВТОРА
Книга эта — не история Московского Художественного театра. Это только очерки об основных путях его разви
тия. Они меньше всего предназначены для театроведов, историков и критиков, для которых в них нет ничего нового. Очерки писались для широкого читателя. Я преследовал единственную цель: в доступной и популярной форме рассказать о том, как зарождался и создавался Художественный театр и через какие перевалы шла его творческая жизнь.
Как увидит читатель, значительнейшее место в книге отведено Чехову и Горькому. В рассказе о Чехове и Горьком в Художественном театре «сквозное действие
я видел в том, как «чеховское» миросозерцание театра становится миросозерцанием «горьковским». Если на дореволюционный іМХТ самое существенное воздействие имел Чехов, то на его новую, пореволюционную историю еще более глубокое влияние оказал Горький.
Мне казалось также необходимым показать, хотя бы в беглой зарисовке, борьбу Художественного театра за реализм и остановиться на взаимоотношениях режиссера и актера в МХАТ. К сожалению, размеры книги не дают никакой возможности во всей полноте раскрыть тему о МХАТ как театре актера. Пришлось ограничиться лишь перечислением наиболее ярких актерских образов, не раскрывая творческого процесса актера над их созда