виком». Рисунок, нарезался на медных валах-цилиндрах, и материя подавалась широкой беспрерывной лентой.
В 1850 г. Прозоровская мануфактура имела уж.е 42 машины: мануфактура превращалась в фабрику. Производство
ситца быстро возросло: в середине 40-х годов Прохоровы не производили и 30 тысячі кусков, материи, а 15 лет спустя они вырабатывали уже свыше 130 тысяч кусков, из которых три четверти производила машина. Товары сбывали на Нижегородской, на украинских ярмарках, в Москве; шли товары уже и в Азию. Хотя машинное производство только лишь начинало развиваться (ткачи и прядильщики работали пока вручную), все же переход к фабрике отразился на со
ставе и эксплоатации рабочих. Стремясь создать постоянные кадры, хозяева стали добиваться того, чтобы рабочие не ухо
дили летом на полевые работы, а находились бы на фабрике неотлучно круглый год. Для этого заработная плата летом несколько повышалась, а зимой снижалась на одну треть. С этой же целью выплата заработанных зимой денег задер
живалась обычно фабрикантом до конца лета. На фабрику привлекалась городская (беднота из мещан и ремесленников. Началось формирование фабричного пролетариата.*
Пользуясь введением машин, хозяева удлиняют рабочий день и снижают заработок, особенно рабочим при машинах.
Под маской патриархальности Прохоровы проводят на фабрике потогонную систему, по силе гнета не отличающуюся от крепостной эксплоатации; «отечески» (Опекают рабочих и заботятся об их «духовном» воспитании. «Бог не любит бездельников», говорит рабочим Константин Васильевич Про
хоров и заставляет их трудиться от зари до глубокой ночи. Рабочий день, продолжавшийся обычно на фабрике 18 ча
сов, в иные периоды — накануне Нижегородской ярмарки — достигал и 19 часов.
В эту эпоху рабочие изнемогали под двойным гнетом — и помещика и фабриканта.
В первую половину XIX века среди наемных рабочих Прохоровской фабрики было мало вольных людей; преобладали главным образом крепостныіе крестьяне, отпущенные поме
щиками на оброк. «Графа Шереметева крестьянин Алексей Федотов», «Князя Черкаоского крестьянин Василий Федоров», «Господина Глазенапа крестьянин Василий Лукин».— так отмечались в фабричной («рядной») книге рабочие Прохоровской фабрики. По требованию помещиков хозяева отдавали им заработок рабочих или покупали на деньги рабочих товары для господ.
«Госпоже Шахматовой куплено в счет ее крестьян (6 человек) сахару и масла — деревянного и макового — на 32 руб. 12