поглядывать по сторонамъ, — смѣтливый разсказчикъ не преминетъ въ слѣдующій разъ сократить не въ мѣру разросшееся описаніе, навѣвающее скуку, причемъ съ
художническимъ чутьемъ наложитъ на всю картину, смотря по обстоятельствамъ, больше или темныхъ или свѣтлыхъ красокъ. Если при такомъ-то выраженіи, при такомъ-то стихѣ слушатели, недоумѣвая, переглядываются, мор
щатся или почесываютъ за ухомъ, онъ остережется вто
рично вызвать то-же впечатлѣніе, и неудобопонятное выраженіе, неуклюжій стихъ, при новомъ пересказѣ, замѣняются другимъ выраженіемъ и стихомъ, если впечатлѣніе на этотъ разъ замѣтно благопріятнѣе, то новое выраженіе, новый стихъ и впредь идутъ въ дѣло; если нѣтъ, то они опять передѣлываются, пока не удовлетворяв, наконецъ, и самого повѣствователя и его слу
шателей. Тѣмъ не менѣе ядро народнаго сказанія, т.-е.
его основное содержаяіе и наиболѣе удачные обороты сохраняются вѣками: въ варіянтахъ эпическихъ пѣсенъ,
записанныхъ, напр., въ наше время въ Нижегородской губерніи, дословно повторяются цѣлыя Фразы варіянтовъ тѣхъ-же пѣсенъ, записанныхъ 100 лѣтъ назадъ въ Сиби
ри и 200 лѣтъ назадъ въ Москвѣ. Отрывочныя сказанія, одухотворенныя одною общею идеею, вращающіяся около
одного главнаго событія, около одной первенствующей личности, мало по малу, какъ-бы сами собою, сливаются въ одинъ сплошной разсказъ, который въ окончательномъ видѣ и обращается въ народную эпопею. Такимъ
образомъ, народная эпопея есть опоэтизированная исторія народа, разсказанная имъ самимъ.
Русская эпическая пѣсня не выработалась до стройной эпопеи, остановившись на переходной ступени— отдѣльныхъ рапсодій, носящихъ у насъ названіе гбылита (разсказъ о быломъ), ‘а также „старинъ“ (разсказъ о ста
рин ѣ) или просто „пѣсень“ *). Но, йо единству мѣста дѣйствія, времени и личностей, былины могутъ быть
*) Совершенно особнлкомъ отъ нашего быдеваго творчества стоить народное произведете .XII вѣка— „Слово о Полку Игоревѣ“, которое, разсказанное устами современника, хотя и отличается задушевною непосредственностью, об
разностью и нѣкоторымъ ритмическимъ складомъ, но описываетъ только частвнй эпизодъ изъ боевой жизни новгородъ-сѣверскаго князя Игоря Святославича и лишено основнаго условія пѣсаи — болѣе или менѣе правильнаго стихотворнаго размѣра.