раздѣлены на нѣсколько главныхъ группъ или „цикловъ“: 1) древнѣйшій циклъ — о полумиѳическихъ герояхъ довладимірской эпохи, такъ-называемыхъ гстаршихъа богатыряхъ, 2) кіевскій или владиміровъ циклъ, 3) новгородскій, 4) московско-петровскій и 5) казацкій.
Былины о „старшихъ“ богатыряхъ, относительно происхожденія которыхъ мнѣнія ученыхъ изслѣдователей •еще расходятся (см. прим. 3 въ концѣ книги), стоятъ по содержанію своему близко къ слѣдующему затѣмъ былевому кругу—о „младшихъ“, владиміровыхъ богаты
ряхъ: одинъ изъ „старшихъ“ богатырей, Сухманъ, даже прямо находится при князѣ Владимірѣ; двое, Святогоръ и Самсонъ, попадаются въ (двухъ разныхъ былинахъ) кіевскому богатырю Ильѣ Муромцу, который оказы
вается притомъ крестникомъ Самсона; двѣ дѣвочки четвертаго старшаго богатыря, Микулы Селяниновича (Васи
лиса и Настасья Микуличны), состоятъ въ замужествѣ за двумя кіевскими богатырями (Ставромъ Годиновичемъ и Добрынею Никитичемъ). Такимъ образомъ, былины о „старшихъ“ богатыряхъ, если нѣсколько и предшествуютъ „владиміровуи циклу, то находятся съ нимъ въ не


посредственной связи какъ лицами, такъ и мѣстомъ дѣй


•ствія (въ древней кіевской Руси); поэтому онѣ могутъ быть разсматриваемы и какъ часть кіевскаго эпоса.
Кругъ былинъ, относящихся собственно къ кіевскому эпосу, изъ всѣхъ былевыхъ цикловъ наиболѣе обширенъ и замѣчателенъ. Всѣ былины этого круга имѣютъ своимъ предметомъ „князя-солнышка“, „ласковаго Владиміра ■сгольно-кіевскаго , т. е. Владиміра Святаго (980—1014 г.г.), съ его богатырскою дружиной. Князь солнышко — центральное свѣтило, около котораго вращается его пла
нетная система — богатыри и богатырицы, сверкающіе, однако, не только заимствуемымъ отъ центральнаго солн
ца свѣтомъ, но и своимъ собственнымъ внѵтреннимъ огнемъ, какъ свѣтились имъ въ древнѣйшую эпоху мірозданія и небесные спутники нашего дневнаго свѣтила, пока не остыли понемногу и не покрылись твердою корою. отсвѣчивающею только солнечный блеСкъ. Княже
ская „гридня“, подобно римскому Форуму, — свѣтовой Фокусъ общественной и государственной жизни, изъ котораго исходятъ и въ который возвращаются всѣ лучи