томъ-же наивно-остроумномъ сравненіи (съ собакой и коровой, «треснувшими» отъ обжорства). Съ другой стороны, всѣ мелкія подробности этихъ былинъ и всѣ пріемы каждаго изъ двухъ богатырей:
лукаваго Алеши и прямодушно-грубаго Ильи, настолько различны и соотвѣтствуютъ характерамъ того и другого, что не оставляютъ никакого сомнѣнія въ самостоятельности обоихъ разсказовъ. Остается принять, что въ нихъ описываются два отдѣльныя, но весьма схожія событія, безсознательно вылитыя народнымъ творчествомъ, по ихъ тождественности, въ одну и ту-же поэтическую форму. Всѣ мнѣнія нашихъ ученыхъ сходятся на томъ, что въ убіеніи Ильею великаго и страшнаго Идолища слѣдуетъ видѣть уничтоженіе при Владимірѣ идолопоклонства на Руси. Сравнивая, съ этой точки зрѣ
нія, былину объ «Алешѣ Поповичѣ» съ былиною объ «Ильѣ и Идблищѣ», мы не могли не остановиться на мысли, что и въ первой изъ нихъ врагомъ русскаго богатыря является языческій идолъ:
первоначальный попытки введенія въ языческой Руси христіанства весьма естественно должны были исходить отъ христіанскаго духовенства, нашедшаго къ памъ доступъ еще при Св. Ольгѣ, приняв
шей христіанство; и вотъ миссія изверженія идоловъ возлагается въ былевомъ эпосѣ, прежде всего, на богатыря изъ «богомольной стороны»—города Ростова, на сына стараго попа соборнаго (вѣроятно епископа) Леонтія—Алешу Поповича. Первый бой его съ идоломъ происходить еще по пути къ стольному Кіеву; причемъ, какъ<5ы для зачуранія себя отъ нечистой силы, оиъ заимствуете у богомольнаго странника его посохъ и весь каличій нарядъ. Преодолѣвъ
врага посредствомъ уловки и отрубивъ ему голову, богатырь пріѣз^ жаетъ въ ІІіевъ. Но здѣсь идолопоклонство еще въ силѣ, и только что пораженнаго идола торжественно воздвигаютъ вновь и чествуютъ обильными жертвами: онъ съѣдаетъ по цѣлой ковригѣ «монастыр
ской», проглатываетъ заразъ бѣлую лебедь, «охлёстываетъ» духомъ чары зеленй вина въ полтора ведра. Алеша Поповичъ, насмѣявшись надъ чудовищемъ, вызываетъ его на новый бой: весь дворъ княжескій, весь народъ и даже заѣзжіе купцы держатъ поруки за идола;
одинъ владыка черниговскій ручается за торжество христіанства. И въ этотъ разъ, благодаря своей хитрости, Алешѣ удается справиться съ сильнымъ врагомъ. Но окончательно уничтожить «Идо
лище» со всей его «силой невѣрной» суждено только богатырюкрестьянину Ильѣ Муромцу.
14. (Стран. 30). Алешѣ Поповичу, подобно Добрынѣ, Хотя и нѣсколько рѣже, присвоивается прозвище «младъ». Онъ изъ всѣхъ богатырей наименѣе любимъ народомъ, чтб высказываете^ какъ въ изображеніи, съ видимымъ удовольствіемъ и обстоятель
ностью, комическихъ положеній въ его жизни и къ презрительной жличкѣ «Алешка», такъ и въ томъ, что единственная былина, ко
торой онъ является героемъ — настоящая былина о борьбѣ его съ Тугариномъ Змѣевичемъ — имѣется вполпѣ лишь въ одномъ пересказѣ (у Кирши Данилова); память народная, точно нарочно, утратила воспоминаніе о главномъ подвигѣ этого несимпатичнаго бога