тыря. Наши современные собиратели успѣли розыскать только три отрывка этой былины.
15. (Стран. 31). Каликами перехожими, одними изъ древнихъ пѣвцовъ былинъ, внесено въ былины много именъ изъ священнаго писанія. Такъ «Сафатъ-рѣка» получила свое названіе отъ ветхо*
завѣтной долины Іосафата. Въ настоящей былинѣ, воспѣвающейу какъ сказано, первое торжество христіанства надъ язычествомъ, перенесете дѣйствія на библейскую почву очень естественно.
16. (Стран. 32). «Калики перехожіе», по своему названіюхотя и близки къ ншцимъ-калѣкамъ нашего времени, но общаго съ ними имѣютъ только хожденіе съ мѣста на мѣсто и прошеніе мило
стыни. Они, въ своемъ родѣ, также богатыри, но, подобно богатырямъ «старшимъ», богатыри кочевой, до-владимірской эпохи: шуба на нихъ соболиная, лапти семи шелковъ, шитые серебромъ и золотомъ, сумка рытаго бархату; гуня въ тридцать пудъ, шляпа въ девять пудъ, посохъ въ сорокъ пудъ; подъ шагами ихъ мать-земля подгибается; а «зычный» голосъ ихъ дѣйствуетъ пуще грому небеснаго:
„Становилися калики во единый кругъ, Клюки-посохи въ сыру землю потыкали, Сумочки на посохи навѣсили, Сумочки-то рыта бархату,
Попросили милостыньки золотой гривны, Отъ тѣхъ пбкриковъ отъ богатырскіихъ Да отъ голосовъ отъ молодецкіихъ Дрогнетъ матушка сыра земля,
Со деревъ охлопья да посыпались, Съ теремовъ верхи да иовалилися,
Въ горенкахъ оконницы разсыпались, Въ ногребахъ напитки всколыбалися, Конь подъ княземъ окарачился,
А бог&тыри съ коней попадали1 .
(Непомѣщенная здѣсь былина о „Сорока каликахъ“).
Это — послѣдніе могиканы былой кочевой жизни, выговорившіе себѣ дальнѣйшее существованіе обѣтомъ странствовать ко святымъ мѣстамъ и распространять въ народѣ духовные стихи, а также поэтическія повѣствованія о сѣдой старинѣ. Силы въ нихъ еще болѣе, чѣмъ въ истыхъ богатыряхъ, которые поэтому зачастую и воору
жаются каличьей клюкою или шелепугою; но смѣлости вънихънѣтъ уже и «въ полъ-богатыря».
17. (Стран. 32). Имя «Тугаринъ» дано противнику Алеши Поповича, какъ полагаютъ, по имени половецкаго хана Ту г аркан а, на внучкѣ котораго былъ женагь сынъ Владиміра Мономаха Андрей. По тожеству именъ двухъ Владиміровъ, имя позднѣйшаго половец
каго хана, вѣроятно, перенесено народомъ и въ памятное ему царствованіе Владиміра Святаго. Отчество «Змѣевичъ» присвоено Тугарину, какъ потомку нечистой силы, которая всѣми народами олицетворяется чаще всего въ образѣ змѣя или дракона.