18. (Стран. 35). Оживленіе убитаго уже разъ Тугарина объясняется, какъ изложено въ прим. 13-мъ, возстановленіемъ разрущеннаго идола. Затѣмъ вообще, какъ отродье змѣиное, Тугаринъ долженъ обладать особенной жизненной силой.
19. (Стран. 40). «Пучай-рѣка» — нынѣшняя Почайна. Въ нѣкоторыхъ варіантахъ, вмѣсто Пучая, встрѣчается «Израй-рѣка», отъ библейскаго Израиля.
20. (Стран. 43). Змѣя предлагаеТЪ Добрынѣ побратимство— обычное между богатырями братство «крестовое» или «названое.
21. (Стран. 43). Племянница Владимірова «Забава» называется иногда также «Запавой» или «Любавой». Имя отца ея «Путяты» встрѣчается въ лѣтописяхъ въ эпоху, непосредственно пред
шествовавшую Владиміру Мономаху, и, подобно имени Тугарина (см. выше прим. 17), перешло впослѣдствіи въ былевые разсказы о времени Владиміра Святославича.
22. (Стран. 44). Болыпихъ горъ въ предѣлахъ древней Руси нѣтъ, и потому, вмѣстѣ съ неясностью понятія о горѣ, и самыя названія горъ въ былинахъ какія-то миѳическія. Всего чаше упоми
наются: 1) «Латырь-гора» (воображаемый возвышенный берегъ
Латырь-моря, т.-е. Балтійскаго моря); 2) гора «Сорочинская(сарацинская, арабская), которая, по представленію народному, по
мѣщается гдѣ-то на берегу Хвалынскаго (Каспійскаго) моря; 3)«Святыя горы», на которыхъ живетъ богатырь Святогоръ,—вѣроятно, Карпаты.
23. (Стран. 54). О богатырицѣ Василисѣ Микуличнѣ и мужѣ ея существуютъ двѣ разный былины, построенныя на одномъ и томъ-же мотивѣ: что мужъ ея впадаетъ въ немилость князя Владиміра; но развитіе и развязка дѣйствія въ одной былинѣ комичны, въ другой трагичны. Мы выбрали первую редакцію, какъ потому, что послѣдняя, по развязкѣ, весьма схожа съ помѣщаемою здѣсь былиною о «Дунаѣ Ивановичѣ и Настасьѣ королевичнѣ», такъ и потому, что въ послѣдующихъ былинахъ упоминается о счастливомъ супружествѣ еще здравствующихъ Ставра и Василисы. Въ траги
ческомъ пересказѣ былины, мужъ Василисы называется Данилой Ловчаниномъ и посылается княземъ въ «службу дальнюю, невзворотивную», на Буянъ-островъ. Съ горя, что онъ сдѣлался «неугоденъ» князю, Данило, побивъ предварительно враговъ, падаетъ грудью на «востро копье». Василиса, съ тоски, «спарываетъ» себѣ также «бѣлую грудь» надъ трупомъ мужа.
24. (Стран. 54). Въ лѣтописи (Новгородской) Ставёръ упоминается въ первый разъ подъ 1118 годомъ. Въ числѣ нѣкоторых* другихъ бояръ новгородскихъ, присягавшихъ въ Кіевѣ Владиміру Мономаху, но неугодныхъ ему, онъ былъ отправленъ въ ссылку. Тождественность событія и одинаковость именъ царствующихъ кня
зей послужили слагателямъ былинъ поводомъ къ наименованію Ставромъ одного изъ богатырей Владимира Святаго, причемъ родиною его, вмѣсто Новгорода, называется Черниговъ.