36. (Стран. 76). По одному варіанту, Соловей Будиміровичъ съ Забавой Путятичной тутъ же мѣняются перстнями; но Соловьева матушка отсрочиваетъ свадьбу до тѣхъ поръ, пока сынъ не расторгуется. Соловей отъѣзжаетъ за синія моря. Между тѣмъ являет
ся къ князю Владиміру съ подарками «голый щапъ» (бѣдный щеголь) «Давидъ Поповъ», и князь отдаетъ за него племян
ницу. Во время свадебнаго пира, однако, возвращается Соловей Будиміровичъ, и Забава изъ за стола съ радостью бросается къ нему и выходить за него. Этотъ эпизодъ явно заимствованъ изъ бы
лины о «Добрынѣ въ отъѣздѣ», такъ какъ не только общее содер
жаніе его, но и многія мелкія подробности и даже цѣлыя фразы
схожи съ концомъ послѣдней былины; «голый» же «іцапъ Поповъ» есть, очевидно, «бабій пересмѣшникъ» Алеша «Попов и чъ».
37. (Стран. 78). Пока совершаются богатырями кіевскаго князя описываемые въ предъидущихъ былинахъ подвиги, — далеко на сѣверѣ, въ ныпѣшней Владимірской губерніи, подъ Муромомъ, въ деревушкѣ Карачаровѣ безвѣстно прозябаетъ растительною жизнью параличный.крестьянскій сынъ Илья Муромецъ, которому суж
дено сдѣлаться впослѣдствіи спасителемъ отчизны отъ враговъ внут
реннихъ, духовныхъ и внѣшнихъ. Здѣсь предоставленный въ теченіи десятилѣтій самому себѣ, въ дали отъ суеты мірской, какъ прико
ванный къ скалѣ Прометей, Илья исподволь набирается того безкорыстнаго, человѣчнаго духа, который необходимъ истинному сбере
гателю общественныхъ интересовъ, остающемуся вѣкъ безсемейнымъ бобылемъ для вяіцшей пользы общины. На родинѣ его, въ селѣ Карачаровѣ, и въ настоящее время есть крестьяне Ильюшины, которые съ гордостью производить отъ него родъ свой.
38. (Стран. 79). Мать Ильи Муромца, по преданію, называлась Ефросиньей Яковлевой.
39. (Стран. 79). Въ теченіе тридцатилѣтняго «сидѣнія» Ильи Муромца въ немъ какъ-бы назрѣваютъ исполинскія силы, необ
ходимый для предстояіцихъ ему подвиговъ, непреодолимыхъ для другихъ смертныхъ. Но вынести его изъ неподвижности можетъ только внѣшняя, сверхъестественная, искупительная сила; такими ангелами-искупителями являются могучіе представители вѣчнаго движенія, былаго кочевья — калики перехожіе, однимъ словомъ своимъ пробуждающіе къ жизни его онѣмѣлые члены, однимъ прикосновеніемъ губъ къ напитку, который онъ испиваетъ послѣ нихъ, дѣлающіе изъ него сильнѣйшаго богатыря.
40. (Стран. 81). Заря, по народному повѣрью, самое дѣйствительное время для совершенія всякихъ чаръ, роса же заревая обладаетъ, будто-бы, особенною цѣлебною силой, и купаніе въ ней подъ Ивановъ день принадлежитъ къ древнѣйшимъ обрядамъ славянъ.
41. (Стран. 82). какъ самъ Илья Муромецъ, до пробужденія богатырскихъ силъ его поданнымъ каликами питьемъ, находится въ безпомощномъ, параличномъ состоянии, такъ и богатырскій конь