его, до купанія въ чародѣйной утренней росѣ, долженъ быть болѣзненнымъ, шелудивымъ.
42. (Стран. 86). «Въ полпути» отъ села Карачарова къ Мурому, действительно, воздвигнута надъ ключомъ часовня во имя пророка
Ильи, который, такимъ образомъ, является какъ-бы ангеломъ муромскаго богатыря.
43. (Стран. 86). Вмѣсто Чернигова, въ разныхъ варіантахъ называются «Бѣжеговъ», «Бекетовецъ», «Кидишъ», «Ііряковъ», «Смолягинъ» (Смоленскъ) и «Турговъ».
44. (Стран. 89). «Заставы» въ былинахъ бываютъ двоякаго рода: заставы вражьи — преграды, встрѣчаемыя богатырями на своемъ пути со стороны враговъ или вообще враждебной силы, и, въ противоположность имъ, заставы богатырскія — небольшія крѣпостцы, большею частью по окраинамъ государства, на ко■горыхъ стоить богатырская дружина, «братья крестовая», или «названая», обороною отчизны отъ внѣшнихъ враговъ.
45. (Стран. 89). Рѣка «Смородина» или «Самородинаесть миѳическая рѣка, сама рождающаяся и подобно древне
греческой Летѣ, безпощадно поглощающая въ своихъ волнахъ всѣхъ смертныхъ, переплывающихъ ее. Поэтому она протекаетъ и мимо Соловьинаго гнѣзда, гдѣ всякому прохожему грозить неминуемая смерть.
46. (Стран. 89). Соловей разбойникъ, залегающій тридцать лѣтъ дорогу въ стольный Кіевъ, олицетворяетъ собою вообще главныхъ внутреннихъ враговъ возникающаго государства — шайки разбойниковъ, которыя разсѣять суждено первому нашему герою —
Ильѣ Муромцу. Кто не испытывалъ невольной дрожи темною ночью въ глухомъ мѣстѣ при неожиданномъ рѣзкомъ свистѣ, служаіцемъ обыкновенно условнымъ знакомь для злоумышленниковъ? Неуди
вительно, что народное воображеніе одарило прототипъ русскихъ разбойниковъ убійственнымъ соловьинымъ свистомъ, отъ кото
раго онъ и получилъ свое имя. Отчество же его «Рахмановичъпроизводится отъ слова рахманъ или брахманъ, т.-е. брами н ъ — индѣйскій жрецъ и кудесникъ. Иногда онъ называется и «Птицей Рахманной», «Алатырцемъ некрещёнымъ(отъ Латырь-моря), а по батюшкѣ «Одихмантьевичемъ» (какъ и старшій богатырь Сухманъ) или «Ахматовичемъ» (отъ татарскаго Ахмата).
47. (Стран. 93). По другимъ пересказамъ, неожиданное нападете до того раздражило нашего богатыря, что онъ разорилъ все гнѣздо Соловьиное и «показнилъ» всю семью, за исключеніемъ самого-отца разбойника, котораго повезъ съ собой въ Кіевъ.
48. (Стран. 102). Какъ Вольгй Всеславьевичъ есть полубогъохотникъ и воинъ, побѣждающій всю одушевленную природу,
такъ Микула Селяниновичъ есть «любимый землею» полубогъ-крестьянинъ, божественный представитель земледѣлія и первой осѣдлости на Руси, который, изборазживая своею чудесною сохою вдоль и поперекъ всю матушку святую Русь, порабощаетъ