ВТОРОЙ СТАЛИНСКИЙ КАНАЛ




М


УДРАЯ идея соединения глубоководным каналом рек Москвы и Волги была выдвинута вдохновителем и организато
ром великих побед страны социализма, вождем партии и народа, товарищем Сталиным.
Канал Москва-Волга — второй сталинский канал, гигантская стройка второй пятилетки, — представляет собой одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений.
15 июня 1931 г. пленум ЦК ВКП(б) по докладу т. Кагановича принял историческое решение о строительстве канала Москва-Волга.
В сентябре 1932 г. приступили к строительству канала.
10 июля 1935 г. было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о генеральном плане реконструкции Москвы. Через два месяца, 9 сентября 1935 г., было опуб
ликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о ходе и задачах строительства канала Москва-Волга. Эти два постановления наметили конкретный план строительства и освое
ния канала, который является составной частью генерального переустройства столицы СССР и системы речного транспорта нашей страны.
5 июля 1937 г. было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) об окончании строительства канала Москва-Волга, а 15 июля 1937 г. строители рапортовали правительству и партии, трудящимся нашей страны, вождю народов товарищу Сталину, что канал готов. С 15 июля 1937 г. на втором сталинском канале открылось нормальное пассажирское и грузовое движение.
«Ошибка» природы, в результате которой Столица советской страны была лишена мощной
водной артерии, исправлена большевиками. Москва получила прекрасный водный путь, окончательно разрешена проблема дальнейшего снабжения столицы водой.
С момента опубликования постановления июньского пленума ЦК ВКП(б) о постройке канала Москва-Волга до сдачи канала в эксплоатацию прошло всего 6 лет, а с момента начала работ по строительству до дня сдачи канала в эксплоатацию всего 4 года и 8 месяцев. Срок для такого грандиозного сооружения исключительно короткий.
Постройка канала Москва-Волга решает одновременно три задачи:
первая — создается глубоководный судоходный путь, соединяющий нашу пролетарскую столицу с Волгой;
вторая — обеспечивается полное и бесперебойное снабжение волжской питьевой водой трудящихся пролетарской столицы и удовлетворение растущих потребностей в воде промышленных предприятий;
третья — Москва-река и ее притоки получают дополнительное количество воды для освежения и обводнения.
При царизме московская городская дума не раз ставила вопрос об увеличении водных ресур
сов Москва-реки для водоснабжения города. Но буржуазии не под силу было разрешить эту задачу, и, само собой разумеется, она не ставила и не могла поставить самой трудной зада
чи — превращение Москвы в порт, доступный для глубоко сидящих судов.
После Великой пролетарской революции началась коренная реконструкция водоснабжения столицы и ее водопровода. Толькр советская