, __ --------—** ішѵѵіраппшл, ТСМ, ЧТО ои, будучи каналом мощным, представляет собой комплекс более двухсот ответственных сооружений, связанных общей идеей и задачей.
Наш канал не самотечный: вода из Волги в Москву пойти «самотеком» не хотела, — ее ладо было заставить пойти. Природа воздвигла между Волгой и Москвой препятствие в виде отро
гов Валдайской возвышенности. Это препятствие устранено путем устройства пяти насосных станций огромной мощности с пропеллерными насосами, которые перекачивают через эту возвышенность волжскую воду.
Приведем несколько цифр для характеристики размеров канала и объектов работ на нем.
В соответствии с проектом, утвержденным ЦК ВКП(б) И СНК СССР, сооружено: искус
ственных судоходных каналов — 108 км при ширине 85,5 м по зеркалу и 5,5 м глубины; две линии водопроводного канала протяжением по 25 км каждая, в том числе 9 км железобетон
ных труб и 19 км бетонированных открытых каналов.
Если сравнить объемы работ канала Москва- Волга и каналов — Беломорско-Балтийского и Панамского, то получится следующая картина:
Названия каналов Длин^
(в км)
Земл. работы (в млн.
м3)
Бетон, работы (в тыс. м: )
Беломорско - Балтий
ский им. т. Сталина 227
21
400
Канал Москва - Волга 128
2003000
Панамский канал . . 80
1603800
С7ти цифры подтверждают, что канал Москва- Волга — одно из крупнейших и сложнейших гидротехнических сооружений. Другой характерный признак, показывающий мощность ресур
сов строительства и в первую очередь страны,— это оснащение стройки машинами. На стройке канала работало: экскаваторов — 171, гидромо
ниторов — 191, автомашин —1600, паровозов — 161, электромоторов разных мощностей — 5750 и мн. др.
Наконец, помимо значительного количества заключенных, на строительстве работало около 25 ООО вольнонаемных работников, из них 3 500 инженеров, архитекторов и техников.
Важнейшее место в строительстве канала Москва-Волга заняла архитектура. Творческий коллектив архитекторов, состоявший в своем большинстве из молодежи, прекрасно справился
с задачей архитектурного оформления канала и его сооружений, превратив его в великолепный памятник великой, героической сталинской эпохи.
Канал Москва-Волга воспитал огромное количество молодых специалистов, получивших на строительстве опыт организаторов, строителей, механизаторов. Партия и правительство возло
жили на этот коллектив новые задачи в области реконструкции водных путей нашей цветущей родины. Коллектив партийных и непартийных большевиков-строителей по окончании канала с ог
ромным энтузиазмом приступил к постройке грандиозного Куйбышевского гидроузла мощностью в 2,5 млн. квт.