АРХИТЕКТУРА




КАНАЛА




МОСКВА-ВОЛГА


АРХ. В.М.ПЕРЛИН


К


АНАЛ Москва-Волга — гигантское сооружение второй сталинской пятилетки. Волей большевистской партии, гением ве
ликого Сталина к столице нашего социалистического государства притекли воды Волги, могучей и красивой русской реки.
«Эх, кабы Волга-матушка да вспять побежала», так много лет пелось народом. Песня сейчас стала былью!
Большевики повернули Волгу и проложили ей новое русло: прохладные волжские воды напол
нили и освежили Москва-реку, водную артерию столицы, протекающую у стен Московского Кремля.
Во все предшествующие времена не было создано сооружений, подобных каналу Москва-Волга, которые могли бы соперничать с ним по сме
лости замысла, осуществленного в невиданно короткие сроки. Суэцкий и Панамский каналы, крупнейшие гидротехнические сооружения, со
зданные эпохой капитализма, уступают каналу Москва-Волга как по объему сооружений, так и по срокам их возведения. Работы по сооружению Панамского канала, соединившего Атлан
тический и Тихий океаны, начались в 1881 г. (самая мысль о соединении океанов возникла значительно раньше, с момента открытия Америки, но ни один из сменявших друг друга проектов не мог быть осуществлен). Эти работы во
обще характерны для той обстановки хищниче
ства, безудержной конкуренции и эксплоатации, в которой происходило строительство Панамского и других крупных каналов мира. Первыми на
чали работы французы, во главе с знаменитым строителем Суэцкого канала (незадолго перед этим оконченного) —■ Лессепсом. Мошенники и дферисты, всякого рода капиталистччеекие пред
приниматели, жадной стаей облепившие строительство, разворовывали деньги мелких держа
телей акций канала (канал строился на деньги, полученные от выпуска специальных акций, распространявшихся среди массы держателей), со
вершали чудовищные аферы. Так, например од
ному владельцу 30 акров земли, пролегавшей по трассе канала и годной только для разведения
москитов, заплатили 300 ООО долл., в тысячу раз больше реальной стоимости участка. В итоге этот период строительства кончился грандиоз
ным банкротством 1888 г., а слово «Панамастало с тех пор синонимом наиболее отврати
тельных форм капиталистического аферизма и жульничества. Этот период строительства канала окончился разорением многих тысяч мелких держателей акций и гибелью 50 ООО рабочих, умер
ших на строительстве из-за ужасающих условий
работы и антисанитарии, от желтой лихорадки и малярии.
В 1893 г. строительство канала перешло к американцам, но работа началась фактически только в 1904 г., ибо вокруг канала шла ожесточенная борьба, приведшая впоследствии к военным столкновениям.
И только в 1914 г. началось фактическое движение судов по каналу, который строился (с перерывами), таким образом, около 35 лет — срок, достаточно показательный в сравне
нии со сроками строительства канала Москва- Волга, оконченного менее чем в‘5 лет.
Между тем, по объему работ канал Москва- Волга не уступает Панамскому, а по длине вырытого русла превосходит его в два раза.
Что же касается Суэцкого канала, который соединил Средиземное море с Красным И является важнейшей стратегической артерией, через кото