рую крупнейшие капиталистические страны,» и в первую очередь Англия, осуществляют господ
ство над колониями, то этот канал проходит по равнинной песчаной местности и не имеет ни шлюзов, ни других крупных сооружений. В тех
ническом отношении он слишком несложен, чтобы сравнивать его с каналом Москва-Волга.
Но не одним только техническим превосходством отличается канал Москва-Волга от других прославленных каналов мира. Представляя собой удобнейшую водную магистраль, связывающую столицу с могучей русской рекой и с морем, обеспечивая мощные дополнительные источники снабжения Москвы водой и электроэнерги
ей, канал Москва-Волга является вместе с тем подлинным памятником социалистического твор
чества, ярким претворением в жизнь великой сталинской идеи заботы о человеке. Канал Москва-Волга является одним из величайших гид
ротехнических сооружений мира, где высокая техника и искусство тесно связаны между собой, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Огромное политическое и хозяйственное значение канала Москва-Волга для всей Советской страны и ее столицы подчеркивалось неоднократ
ными постановлениями партии и правительства и огромным вниманием трудящихся нашей родины к этому строительству.
Проблема водоснабжения Москвы, особенно остро вставшая в годы первой пятилетки, полу
чила кардинальное решение в 1931 г., когда июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала Москва-Волга. В этом решении сказано: «ЦК считает необходимым ко
ренным образом разрешить задачу обводнения Москва-реки путем соединения ее с верховьями реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом присту
пить немедленно к составлению проекта этого сооружения, с тем чтобы уже в 1932 г. начать строительные работы по соединению Москвареки с Волгой».
Это решение выполнено: в 1937 г. канал сдан в эксплоатацию. Сооруженный в рекордно-короткий срок, оснащенный новейшей техникой, канал Москва-Волга своим замыслом, своим тех
ническим совершенством и своей архитектурой говорит о неизмеримом превосходстве социализма, его возможностей и его строительной культуры над возможностями и строительной культурой капитализма.
На торжественном заседании по случаю открытия Истринской плотины Л. М. Каганович говорил: «Еще в царские времена городская ду
ма, сознавая недостаточность водных резервов
Москва-реки, ставила этот вопрос. Но тогда ни старые инженеры, нн старые городские деятели не могли подняться выше своего класса и охва
тить эту проблему так, как охватил ее рабочий класс, когда вопрос водоснабжения Москвы был


поставлен перед ним гигантскими темпами роста пролетарской столицы».


Коренное решение задачи обводнения Москвареки было под силу только большевистской партии, только нашему советскому правительству.
Сооружение канала Москва-Волга разрешило ряд огромных исторических задач, имеющих зна
чение не только для столицы, но и для всего Советского Союза.
По окончании строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов и сооружения канала Волга-Дон, канал Москва-Волга соединит сто
лицу СССР с пятью советскими морями: Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным. При дальнейшем развитии московского водопровода суточное потребление воды на одного жителя Москвы составит около 600 л, превысив совре
менные нормы потребления воды Нью-Йорка и европейских столиц.
Канал Москва-Волга открывает дешевый водный путь хлебу и углю юга, рыбе и нефти Каспия, строительному камню и рудам севера. Общая пропускная способность канала в одну сторону составляет за год 15 млн. т, причем по каналу проходят суда с осадкой до 4,5 м и гру
зоподъемностью до 18 ООО т. Таково техникоэкономическое значение нового водного пути, соединившего нашу Красную столицу с Волгой.
Трасса канала Москва-Волга начинается у дер. Иваньково, в том месте, где недавно находился старый г. Корчева. Подпором Волги огром
ной железобетонной плотиной создано большое озеро, получившее название «Московского моря». Это озеро вытянулось в длину на 1 30, в ширину на 10 км. Железобетонная плотина и земля
ные дамбы, построенные в районе Иваньково, подняли в этом месте уровень волжских вод на 18 м. Благодаря такому подъему большие волж
ские суда могут свободно проходить по Волге до Калинина. Для пропуска судов в старое русло Волги по направлению к Рыбинску построен шлюз № 1.
От Волги до Москвы канал на своем пути имеет ряд подъемов и спусков. Профиль канала представляет собой ломаную линию, которая под
нимается от Волги до ст. Икша, затем до ст. Хлебниково идет горизонтально и от нее па
дает по направлению к Москве. У дер. Щукино канал впадает в Москва-реку. Чтобы пропустить суда по этим склонам, канал разбивается на ряд отрезков; в каждом таком отрезке уровень воды отличен от предыдущего. Таким образом, канал построен качк бы ступенями лестницы, поднимаю
щейся от Волги до водораздельного бьефа у ст. Икши и затем круто падающей к Москве. На высшем участке этой лестницы уровень воды на 38 м выше уровня воды Волги, поднятой желе
зобетонной плотиной. Совершенно очевидно, что вода по таким ступеням самотеком пойти не могла. Чтобы перекачать воду по этим ступеням, по