ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
Исаак Масса родился в Гаарлеме по всей вероятности в 1587 г.; лата его рождения точно не установлена. Первому издателю его сочи
нения о Московии в начале ХУІІ в., А. Фан дер Линде, не удалось найти никаких известий о его рождении или крещении в архивах гаарлемской общины и церкви. Это дало повод к различным домыслам о его происхождении.
Линде предполагает, что Масса принадлежал к благородной итальянской семье, отступившей от католичества в самом начале Реформации и бежавшей из Италии в Нидерланды. В своем послании к Генеральным штатам из Архангельска от 2 августа 1614 г.* Масса ут
верждает, что его предки «проливали кровь за отечество во Франции
и в брабантских войнах», а отец его, «скромный и благочестивый человек, богобоязненно скончался в Гаарлеме, где он торговал сукнами». В послании к Морицу, принцу Оранскому, которому Масса посвя
щает свое сочинение, оп упоминает «о всех великих жестокостях
испанцев», которые он частью «видел сам, а частью слышал от родителей, кои —упаси бог! — слишком много претерпели их», видимо намекая на осаду и разрушение Гаарлема испанцами в 1572—1573 гг. В латинском издании книги «Beschryvinghe van der Samoyeden Landt», вышедшем в 1613 г., Масса подписался: Jsaac Massa Haerlem., — т. е. Hacrlemensis **.
В детстве его готовили к торговле шелком. Для изучения торгового дела родители отправили его в Московию, куда он прибыл
* «Вестник Европы», 1868 г., январь, стр. 238.
** В. А. Кордт, Очерк сношений Московского государства с республикой Соединенных Нидерландов, Сб. Русск. ист. общ., т. 116, стр. СХІІ, примеч. 4.
В