в 1601 г. и где пробыл целых восемь лет, став свидетелем и очевидцем многих примечательных событий. Живя в Москве, Масса выучился русскому языку и, по его словам, даже переводил с голланд
ского языка на русский описания побед Морица Нассаусского. В 1609 г., морем через Архангельск, Масса вернулся на родину, оставив Московию «полную войн и бедствий».
Повидимому, еще в 1608 г. нидерландский торговец Исаак Ле Мэр предлагал Массе принять участие в экспедиции, снаряжаемой для отыскания северо-восточного морского пути \ Масса от этого предложения отказался. Возвратившись на родину, он приступил к составлению своего «Краткого известия о начале и происхождении современ
ных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года». Приложив к своему сочинению исполненный пером чертеж Москвы, полученный
им от одного московита**, Масса поднес свой труд принцу Морицу Оранскому, в надежде, что его усердие не будет оставлено без внимания. Подчеркивая свою преданность и рвение «оказать службу отечеству», Масса с наивным простодушием намекает принцу, что «подо
бает вспомоществовать таким усердным людям, — не тем, что имеют достаток, богаты и изнежены, а тем, которые еще молоды, ничего не имеют и стремятся приобрести вечную славу своему отечеству». Он даже надеется получить аудиенцию и передать «устно» все, что ему известного «Московии, о ее берегах, о путешествиях, предпринятых
по повелению Московских князей в Китай», и т. п. Никаких известий о том, как принц Мориц принял эту книгу, не сохранилось***.
Кпига Массы так и не увидела свет при жизни автора. Однако ему удалось издать две статьи о Сибири, которые вошли в вышедший
* И. А. Кордт, Очерк сношений... стр. СХІѴ. Н. Тыжнов утверждал, что Ле Мэр вел с Массой переговоры в 1612 г. (Сибирский сборник Н. Ядринцева, Спб., 1887 г., II. Тыжнов, Обзор иностранных известий о Сибири второй поло
вины XVI века, стр. 103). Экспедиция Ле Мэра вышла из Нидерландов 5 мая 1608 г.
** Помимо этого изображения, воспроизведенного в приложении к русскому переводу ^сказания Массы (1874), известеп также и другой план Москвы (размером 16,3 X 14 см) в «Album Amicorum» Исаака Массы, хранящемся в Королевской библиотеке в Гааге (о нем см. II. Н. Миллер, Новый план Исаака Массы, Труды Общества изучения Московской области, выпуск 5, Старая Москва, сборник 1, М., 1929 г., стр. 147 — 151 и В. А. Кордт, Отчет о занятиях в голландских архивах, «Известия Академии наук», 1896 г. сентябрь).
*** О том, что эта книга была представлена им принцу Морицу, Масса
упоминает также в письме к Генеральным штатам от 2 августа.