комиссии, с приложением портрета Массы, плана Москвы (1606 г.) и дворца Лжедимитрия 1, Снб., 1874 г.*
Повествование Массы принадлежит едва ли не к самым важпым иностранным источникам о крестьянской войне и интервенции, которую дворянско-буржуазная историография обозначала термином Смут
ное время. Ученый иезуит, известный историк «смутного времени», П. Пирлинг с неоспоримым пристрастием собрал довольно значительное число улик против яростного кальвиниста и врага католичества Массы. Но все упреки в недостоверности, в неточности, поверх
ностности суждений и ошибочности показаний Массы сводятся у него лишь к недостаточному знакомству Массы с дипломатическими де
лами и к некоторому легковерию, с каким Масса рассказывал о чу
десных знамениях, был готов объяснить всю историю самозванца властью нечистой силы и допускал действие самого дьявола с помощью, конечно, иезуитов **.
Можно сомневаться, посещал ли Масса двор и пользовался ли расположением царедворцев и дьяков, как это он уверяет в своем посвящении Морицу Оранскому. Возможно, что он не проник дальше сеней и прихожих и преимущественно общался с боярской и приказной челядью, по своей природе весьма общительной, осведомленной и жадной до известий, и питался слухами и рассказами, циркулиро
вавшими в голландской колонии. Так или иначе, но, невидимому, у него был обширный круг лиц, поставлявших ему всяческую инфор
мацию о московских делах. Масса приводит иногда несколько версий об одном и том же событии (например, о Болотникове) и сообщает довольно точные сведения о событиях, на которых присутствовал заведомо узкий круг лиц (например, приемы герцога Иоанна, послов Ганзы); его описания этих приемов в деталях близки к отчетам и донесениям самих посольств.
ІІовидимому, в нем весьма рано развилась способность «весьма ловка узнавать секреты других лиц», как отозвался о Массе в 1639 г. гра«і» Яков Делагарди, и ни недостаток образования, ни весьма юный воз
раст, ни скромное положение торгового приказчика не помешали ему получить вполне достоверные сведения о многих исторических событиях. Пирлинг также указывает на недостоверность описания появления
* Более подробно об этих изданиях и характеристику перевода см. ниже.
** П. Пирлинг, Wз Смутного времени, Спб., изд. А. С. Суворина, 1902 г.,
стр. 153.