с коммунистом Григорьевым). Создаются своеобразные блоки, основная задача которых — покрыть защитной краской Те группы художников, которые под видом служения революции и соцстроитель
ству проводят свою мелкобуржуазную идеологию, приспособляясь к запросам сегодняшнего Дня, искажая их и возводя в своем творчестве поклеп на нашу великую соцстрвйку.
Группы «дряхлой молодежи» из группы молодых художников—бывших «13», доходящие в своем упорном отстаивании позиций формализма до сплошной клеветы на нашу советскую действитель
ность (Семашкевич — коллективизация в виде кладбища), прячущиеся в кусты пейзажей, в своем отмахивании от власт
ных требований жизни доходящие до по
зиций внутренней эмиграции. Даже этот беглый обзор подтверждает полностью наше утверждение о наличии определен
ного оживления и укрепления правого крыла в изо-искусстве. Вот почему ос
новной и главный огонь должен быть направлен направо против главной в данной обстановке опасности — правой.
Но уЬпешное отстаивание правильных, четко-классовых позиций в изо-искус
стве растущим и крепнущим пролетар
Моор.
Плакат.
ским сектором возможно лишь при условии одновременного ведения самой ре
шительной -борьбы и налево —1 с разного рода «левыми» уклонами и загибами. «Левые» загибы и перескоки и механистские теории недооценивают эмоциональ
ные моменты в изо-искусстве, пытаются вытравить идеологическую сущность искусства и этим самым лишить пролетариат могучего, остро-отточенного ору
жия воздействия на многомиллионные массы трудящихся в своей борьбе за победу социализма. «Левая» художественная практика, копируя с большим запозданием европейские и американские об
разцы, раболепно усваивая их, вместе с
буржуазной формой импортирует в наш Советский союз и буржуазную идеоло
гию. Так на практике «левые» творят одно и то же дело, что и правые.
«Октябрь» со дня своей организации насчитывает уже третий год, и совершенно естественно, что советская обществен
ность уже давно ждала показа работ «Октября». Наконец, из своего «декларативного» состояния он перешел к де
монстрации своей практической повседневной деятельности. Тем более этот интерес заострен, что в лице «Октябрямы имеем организацию попутническую, имеющую в своем составе и пролетарские элементы. Последнее заставляет с особой тщательностью и вниманием отнестись к этой отчетной выставке, отме
тить и поддержать нужное и полезное в практике этого объединения, с точки зрения задач нашего социалистического строительства, и особенно резко высту
пить против той ее части, где полностью реализованы ошибочные установки «Октября». Все эти неверные и вредные уста
новки дали свои «положительные» и «плодотворные» результаты в их продукции, демонстрируемой на этой выставке. Они еще раз доказывают пра
вильность нашей линии и необходимость
дальнейшей неослабевающей борьбы с этими мнимо «левыми», а по существу правыми болезнями «Октября».
С миру по нитке—голому рубашка
Прежде, чем приступить к оценке и анализу творчества «Октября», необходимо установить, что же является собственно «Октябрем» на «выставке-де
монстрации» — «Объединения работников новых видов художественного труда».
Вряд ли можно считать сколько-нибудь серьезным показ фото-снимков с репе
тиций и постановок театра Мейерхольда, ибо театр имеет свои формы показа и демонстраций, более наглядные и действенные, чем это делает «Октябрь».
Заслуги и достижения театра имени Мейерхольда напрасно «Октябрь» при
писывает себе. Во-первых, актерский коллектив не входит в объединение «Октябрь», и, во-вторых, курс театра, его метод и его достижения — все это выработано до появления «Октября» и помимо какого-либо влияния его.
Мы также отводим необоснованные попытки «Октября» превратить в часть своего объединения чрезвычайно интересное, новое и революционное движение
на театральном фронте, каким является Трам. Это движение возникло, как самостоятельное пролетарское движение, ру
ководимое комсомолом. И единственная связь «Октября» с Трамом это то, что «Октябрь» признает трамовское движение. Но этого, конечно, еще недостаточно для того, чтобы объявить Трам составной частью «Октября».