танический сад, служивший первоначально местом для занятий по ботанике со студентами университета. Этот ранний период мало освещен в истории сада и не со
хранил о себе почти никаких документов.
Известно только, что ко времени передачи университету «аптекарского огорода» по
следний находился в состоянии большого запустения.
Известно также, что не последняя роль в восстановлении «аптекарского огородапринадлежала профессору химии, ботаники и фармакологии Московской медико-хи
рургической академии Стефану, который еще в 1787 г. возбуждал ходатайство о постройке оранжерей и жилого дома.
Усилиями первого директора Ботанического сада проф. Гофмана (1805—-1824 гг.) сад был приведен в цветущее состояние, и в коллекциях его в 1808 г. значилось уже 3 528 видов растений. Часть коллекций бы
ла получена от Горенского ботанического сада. Тем не менее, с первых же лет своего существования сад испытывал материаль
ную нужду и в поисках средств готов был пойти на сдачу в аренду своей земельной площади. Характерным для этого периода является письмо, представленное 12 сентября 1810 г. попечителем университета
П. И. Голенищевым-Кутузовым министру народного просвещения графу Разумовскому. В этом письме говорилось:
«Г. ректор донес мне, что за находящееся близ нашего ботанического сада порож
нее место огородники предлагают по 400 рублей найма в год и согласны оное нанять на четыре года; поелику же ныне оное место никакой университету пользы не приносит, а токмо г. профессор Гофман поль
зуется снимаемым с сего места немалым количеством сена, то мне казалось бы полезнее отдать сие место огородникам и по
лучать с него доход, тем паче, что к обра
ботанию онаго для ботанического сада мы способов не имеем и что сие стоить будет крайне дорого. Не смея однакож приступить к сему, не ведая р том Ваших мыс
лей, предаю сие гг. ректора предложение на рассмотрение В. С., ожидая на то Вашего разрешения...»1
Недостаток материальных средств еще более обострился, когда саду пришлось восстанавливать постройки, уничтоженные пожаром во время вступления французской армии в Москву (1812 т.). Это привело сад к продаже около 4 га своей земельной пло
1 А. А. Васильчиков, Семейство Разумовских, т.
I, стр. 318, С.-Петербург 1880 г.