щади под постройки частным лицам. От сада отошла лучшая часть территории, ко
торая доходила до Ботанического переулка, и вся лицевая часть 1-й Мещанской ул. до Беізбожного пер.
Это исключительно тяжелое положение сада в прошлом вынуждало администрацию его обращаться к частной благотворительности. Так, на пожертвования купца Хлу
дова и Морозовой в 1882 г. было выстроено кирпичное здание лаборатории.
Территория сада окончательно была устроена и приняла современное состояние лишь к концу 19-го столетия.
В период топливного голода (1920— 1921 гг.) оранжереи сада не отапливались, парк был разгорожен и служил проходным местом. Благодаря исключительной энер
гии, проявленной тогдашним директором сада проф. М. И. Голенкиным и ученым садоводом Г. Г. Треспе, коллекции сада были помещены в одну оранжерею, и их
удалось сохранить. В эти тяжелые годы сад получал большую поддержку как со стороны бывшего ректора университета А. Я. Вышинского, так и со стороны местных районных властей, обеспечивших охрану коллекций и способствовавших ликвидации последствий топливного кризиса.
До Октябрьской революции Ботанический сад представлял собою закрытое вспомогательное учебное учреждение при университете. Для осмотра коллекций посетителями он был открыт лишь три дня в не
делю. После Октябрьской революции сад перешел на непрерывную работу по обслуживанию посетителей. Десятки тысяч уча
щихся и трудящихся нашей столицы и приезжих экскурсантов ежегодно посещают сад. Из бывшего «аптекарского огоооласад вырос в научно-просветительное бота
ническое учреждение, имеющее большое общественное и научное значение. В 1936 г.
отмечается 230-летнее существование сада, и он по праву носит название старейшего ботанического учреждения в нашей стране. На страницах .истории сада встречают
ся имена первых исследователей флоры нашей страны — Гербера, Гофмана, Макси
мовича, Чистякова, Кауфмана, Горожанкина.
Из подсобного учебного учреждения, каким сад был до революции, он постепенно становится научно-исследовательским. Научная работа сада становится уже не побочной, а основной. Отдельными секторами сада являются: лаборатория географии,