себя внимание большой дуб (Ouercus pédunculata), посаженный проф. Кауфманом в 1866 г., и большая пихта (Abies sibirica), посаженная проф. Горожаикиным в 1886 г. Начиная с северо-востока Европейской России и далее на восток — в Сибири, пихта принимает большое участие в образова
нии так называемой тайги, не редко давая и чистые пихтовые насаждения. Нижние ветви пихты—склоненные. Достигая земли и обрастая мхом, покрываясь мертвыми остатками, ветви укореняются и дают прямые побеги, вырастающие в новые деревья. Образуется группа деревьев, связан
ных о материнским растением. Благодаря этому тайга так трудно проходима.
Направляясь в глубь сада, мы встречаем группу грецких орешников (Juglans). Напротив здания лаборатории мы видим боль
шое красивое дерево с мощной кроной — серый орех (Juglans cinerea). Вид этот ши
роко распространен в Северной Америке— от Канады до Южных штатов. Серый орех свободно переносит наши зимы, почти еже
годно приносит вполне зрелые плоды — орехи, очень твердые, с сильно морщинистой скорлупой. Его ближайший родствен
ник — настоящий грецкий орех (Juglans regia), расположенный в левом углу участ
ка, Постоянно вымерзает. В 1928 г. он дал 2 ореха, но в холодную зиму 1928/1929 г.
вымерз и сейчас растет кустом. Родиной его считают Персию. Культивируется в За
падной Европе и в Крыму из-за вкусных орехов и ценной в техническом отношении древесины.
Здесь же в переднем углу (пл. 3) растет американская голубая ель (Рісеа pungens) с серебристой хвоей. Родом она из западной части Северной Америки.
На правой стороне от дорожки (пл. 5), на вытянутом вдоль заборчика газоне, мы встречаем различные кустарники: бузина черная (Sambucus nigra), в разных садовых разновидностях, различные жимолости (Lonicera). В средине газона куст (Diervilla florida), цветущий розовыми цветами в начале июня.
4-й участок дендропарка занят группой карликовых хвойных деревьев. Они имеют распростертую крону, возвышаясь над землей всего на Уа—1 Ѵг м. Произрастая на далеком севере или на высоких горах, в области снегов, где они вымерзают, если не покрываются снегом, вследствие сильных морозов и иссушающих ветров, они жмутся к земле, как бы ища здесь защиты. Рядом