задачамъ рабочаго движѳнія, (марксизмъ), то нельзя того же сказать про эстетическую идеологію. Эта область человѣческато творчества, по самому свойству своему поэтическаго отображенія жизни, менѣѳ всего точно отражаетъ дѣйствительность и болѣе всего заназдываетъ съ этимъ отраженіемъ. Художественное твор
чество, носящее опредѣленныя классовый черты, складывается лишь тогда, когда самъ классъ уже значительно оформился и со
зналъ свою самостоятельность. На зарѣ движенія, когда только начинаютъ формироваться первые кадры будущаго боевого класса, и умы охватываетъ еще неясная, расплывчатая, хаотическая идея борьбы, эстетическая идеологія проникнута лишь неоформленными, радостными предчувствіями и чаяніями, преисполнена сознанія избытка накопляющихся силъ и жажды дать исходъ этимъ силаыъ.
Не чувствуя еще подъ собою прочной, реальной общественной почвы, эта эстетическая идеологія сама чужда реализма. Исходя
изъ предчувствія назрѣвающаго будущаго, она окрашена элѳментами фантастики, она романтична. Какъ тонко замѣчаетъ въ одномъ мѣстѣ К. Марксъ „въ періодъ, когда пролетаріатъ еще очень неразвитъ, а, слѣдовательно, и самъ еще представляеть свое положеніе фантастически,—фантастическое изображеніе бу
дущаго общества возникаете изъ перваго, полнаго предчув
ствій, стремленія продетаріата къ совершенному преобразование общества11. Эта наклонность къ фантастикѣ—въ сферѣ липолитическаго или художественнаго строительства—проявляется въ искус
ств, какъ наклонность къ романтикѣ. Неудивительно, что М. Горькій, явившійся выразителемъ еще слабо дифференцированной проле
тарской массы, выступилъ подъ флагомъ романтизма. И, хотя за семнадцать лѣтъ, протекшихъ со временъ „Макара Чудры“, бы
строе развитіе пролѳтаріата кореннымъ образомъ измѣнило соlержаніе творчества М. Горькаго, превративъ его въ открытаго идеолога рабочаго класса,—все же налетъ романтизма сохранился въ его поэзіи и по сей день.
Поэтъ-романтикъ не просто воспринимаетъ въ художественныхъ образахъ окружающій его міръ, а воспринимаетъ его въ
преувеличѳнныхъ линіяхъ, въ сгущенныхъ краскахъ, въ потенцированныхъ формахъ. И воспроизводить онъ эти эстетическіе об


разы и эмоціи не такъ, какъ воспринялъ ихъ, а въ свою очередь фантастически преувеличенно. Такимъ образомъ, творческая ра


бота романтика сопровождается двукратнымъ потенцированіемъ линій, формъ, красокъ, свѣто-тѣней, перспективы. Отсюда образы
1