Они объявили, что люди свободны тогда, когда господство собственников над неимущими основывается только на самой собствен
ности. Но ведь собственность оказывается господствующею силою, от которой зависят все остальные. Итак, буржуазное общество основано на чудовищном классовом эгоизме, к которому примешивается еще и
лицемерие. Но бывали моменты, когда начинающаяся революция не отличала интересов человечества от интересов революционной буржуазии, и сердцами овладевал воистину дизный энтузиазм. В бесчислен
ных конфликтах, вызванных буржуазной анархией, в борьбе партий и классов встречается множество примеров благородства, доблести и
отваги. Мы с одинаковым уважением почтим всех проявивших силу воли героев и, возвышаясь над кровавыми столкновениями, воздадим
должное как буржуазным республиканцам, жертвам государственного переворота, восторжествовавшего в 1851 году, так и достойным удивления борцам-пролетариям, павшим в июне 1848 года.
Но кто же решится упрекнуть нас за то, что мы обращаем особое внимание на доблести угнетенного пролетариата, который в тече
ние последних ста слишком лет так часто жертвовал собой ради еще не выяснившегося идеала? Социальный переворот совершится не исключительно благодаря силе вещей: при нем будет играть роль энер
гия людей, их сознание и воля. История никогда не приведет к тому, чтобы личное мужество, индивидуальное благородство стали излишними для людей. И нравственный уровень грядущего коммунистического
общества определится высотою, достигнутою нравственным сознанием индивидуумов, составляющих ныне борющийся класс. Поэтому ставить
в образец всех тех героических борцов, которые в течение последних ста слишком лет вдохновлялись идеей и проявили величественное пре
зрение к смерти, значит делать революционное дело. Мы не смеемся над тем, что деятели революции любили читать плутарховские жизне
описания. Конечно, ход событий мало изменялся от вызываемого в них этим чтением подъема внутренней эпергии. Но, по крайней мере, они не падали духом и в разгар бури. И если страстное желание славы оживляло в них и страстное желание свободы и поддержи
вало их мужество в борьбе, то никто не осмелится упрекнуть их за это.
Итак, изображая в этом историческом труде эпоху, простирающуюся от буржуазной революции до периода, в который подготовляется пролетарская революция, мы постараемся не упустить из виду ни одного из тех факторов, из которых слагается человеческая жизнь. Мы постараемся понять и выразить как ту основную экономическую эволю
цию, которою определяется общественный строй, так и пламенное стремление духа к целостной истине и благородный подъем индивидуального сознания, презирающего страдания, тиранию и смерть. Завершая экономическое развитие, пролетариат освободит себя и станет