ВВЕДЕНИЕ.

Мы намереваемся изложить с социалистической точки зрения для народа, для рабочих, для крестьян события, имевшие место с 1789 года до конца XIX века *). Признавая французскую революцию грандиоз
ным и изумительно плодотворным фактом, мы, однако, не считаем ее фактом окончательным, после которого истории оставалось бы только бесконечно развивать вытекающие из него последствия. Косвенно французская революция подготовила торжество пролетариата. Ею были осуществлены основные условия возможности социализма, а именно
демократия и капитализм. Но сама по себе она означала достижение буржуазией политического преобладания.
) Примечание издателя. Предлагаемый труд Жореса по истории Великой французской революции распадается на четы; о тома. Представляя собой само
стоятельное и вполне законченное целое, он с внешней стороны составляет лишь часть выходящей под общей редакцией Жореса коллективной работы по истории развития социализма и рабочего движения во Фракции.
Мало-по-малу ход экономического и политического развития, крупная промышленность, увеличение численности рабочего класса и рост его притязаний, затруднительное положение крестьян, разоряемых конкуренцией и теснимых индустриальным и коммерческим феодализ
мом, нравственная неудовлетворенность буржуазной интеллигенции, все тонкие чувства которой оскорбляются меркантильным и грубым об
щественным строем,—все это подготовляет новый социальный криэис,
новый и более глубокий переворот, благодаря которому власть перейдет к пролетариям, и они воспользуются ею для того, чтобы преобразовать собственность и нравственность. Итак, мы имеем в виду изобразить в существенных чертах ход развития и образ действий общественных классов, начиная с 1789 года. Установление резких подразделений, границ между стадиями совершающегося в жизни непрерывно развития, между которыми наблюдаются переходные оттенки, всегда оказывается до некоторой степени произвольным. Тем не менее историю буржуазии и пролетариата за последние сто слишком лет можно с достаточною степенью точности разделить на три периода.