исторически и философски обоснованы, что в ней резюмируются вековые усилия Франции и что она является социальным воплощением разума. Что же касается пролетариев, то, несмотря на взрывы, вызываемые нищетою и голодом, ови еще не стали сознательными револю
ционерами. Они едва подозревают возможность нового общественного строя. Адепты социалистических „утопий вербуются на первых порах преимущественно из рядов „интеллигенции . К тому же в социалисти
ческих системах обнаруживается весьма значительное влияние воззрений капиталистических (в системе Сен-Симона) или мелко буржуазных (в системе Прудона). Для того, чтобы в рабочем классе пробу
дилось самосознание, чтобы он, как выразился Прудон, окончательно порвал с другими социальными элементами, понадобился революционный кризис 1848 года.
И второй период, простирающийся от февраля 1848 года до мая 1871 года, от временного правительства до кровавого подавления коммуны, характеризуется неопределенностью стремлений и невыяснен
ностью целей. Правда, социализм уже выступает как сила и как идея; пролетариат заявляет о себе как о классе. Рабочая революция до такой степени угрожает буржуазному строю, что правящие классы объединяют против нее все силы буржуазии и пролетариев—крестьян, обе
зумевших от испуга, вызванного в них красным призраком. Однако социалистические доктрины все еще не выяснились: в 1848 году происходят резкие столкновения между коммунизмом Кабе, мютюэллизмом Прудона, этатизмом Луи Блана. Та идейная форма, в которую должна отлиться рабочая энергия, еще не готова; теоретики препираются друг с другом из-за выливающегося из горнила расплавленного металла, а пока они ссорятся, реакция, во главе которой становится человек, произведший декабрьский государственный переворот, ломает все не
законченные литейные формы и охлаждает металл. И в эпоху коммуны бланкисты, марксисты, прудонисты указывают рабочей мысли разные пути. Ведь никто не может сказать, какой социалистический идеал стала бы осуществлять коммуна в том случае, если бы она победила.
Подобно мышлению и движение отличается неясностью и отсутствием цельности. В 1848 году революцию подготовляют не только
социалисты-рабочие, но в такой же— а, пожалуй, и в большей степени— и радикально-демократические, мелко-буржуазные элементы. А в июньские дни буржуазные демократы расстреливают пролетариев на раскаленной парижской мостовой. И в 1871 году исходными пунктами движения, приведшего к коммуне, послужили возмущение коммерче
ской буржуазии, раздраженной законом о сроках платежей и тупостью версальских дворянчиков, и затем патриотическое возбуждение и республиканская бдительность Парижа.
Социалистический пролетариат не замедлил наложить печать свой
ственной ему революционности на это хаотическое движение, и в этом