Изъ Остромирова Евангелія, писаннаго уставомъ, въ половинѣ XI вѣка.
лѣтъ, и въ теченіе всего времени своей жизни не переставалъ бороться съ нѣмецкимъ духовенствомъ, распространяя богослуженіе на славянскомъ языкѣ. Неисчислимы всѣ тѣ гоненія и страданія (цѣлых-ь 2 1/2 года онъ, между прочимъ, провелъ въ тюрьмѣ) который онъ иретернѣлъ за свое святое дѣло. Но св. Меѳодій не покидалъ столь успѣшно начатаго имъ дѣла проповѣди въ земляхъ славянскихъ, и неослабно распространялъ его все дальше и шире: около 871
года онъ крестилъ чешскаго князя Боривоя, и ввелъ въ Чехіи славянское богослуженіе, а ученики Меѳодія пробрались и далѣе — въ Силезію и Польшу. Однако-же, подъ конецъ жизни, Меѳодію пришлось быть свидѣтелемъ
явнаго торжества враждебнаго ему нѣмецкаго духовенства: папа Іоаннъ VIII, нреемникъ Адріана II, запретить богослуженіе на сла
вянскомъ языкѣ. Не смотря на то, что Меѳодію удалось склонить папу къ отмѣнѣ этого запрещенія, черезъ годъ послѣ смерти Меѳодія, въ 886 году, всѣ ученики братьевъпервоучителей (Климента, Наумъ, Савва,
Ангеларъ и Гораздъ) и всѣ сторонники ихъ (въ томъ числѣ двѣсти священниковъ) были
изгнаны изъ Моравіи й нашли себѣ убѣжище въ Болгаріи.
Здѣсь-то, въ особенности въ правленіе просвѣщеннаго царя Симеона, правившаго
Болгаріей съ 892 года по 927, письменность славянская сдѣлала большие успѣхи: на елавянскій языкъ переведено было множество книгъ не только церковныхъ и духовнаго содержанія, но и научныхъ, и количество рукописей, нанисанныхъ кирилловской азбу
кой, возрасло до весьма значительной цифры. Здѣсь и грамота, и богоелуженіе славянское нашли себѣ убѣжище отъ неистовыхъ преслѣдованій и здѣсь-же сохранились онѣ на благо и великую пользу нашему русскому просвѣщенію, на славу безкорыстнымъ, Святымъ трудамъ братьевъ-первоучителей, которыхъ благодарное потомство наименовало „апостолами славянскими. Память о нихъ доселѣ живетъ и вѣчно будетъ жить во всемъ славянскомъ мірѣ.
Выше сказано было нами, что послѣ изо