ІІыішнъ изображалъ Пушкина „поэтомъ-гуманистомъ“ 1). „Пушкинъ, какъ художникъ, былъ носителемъ идеи о достоин
стве человеческой личности, проникнуть былъ стремленіемъ къ правдѣ, глубокимъ гуманнымъ чувствомъ, убѣжденіемъ въ необходимости просвѣщенія и въ свободномъ дѣйствіи человече
ской мысли; наконецъ, онъ проникнутъ былъ горячей любовью
къ своему народу, къ его славѣ и величію . Словомъ, „онъ стремился служить просвѣщенію, добру и правдѣ . И общественное значеніе его поэзіи весьма велико: „какъ прелесть стиховъ,
то-есть художественная сторона его произведений, впервые пріобщала массу общества къ наслажленію чистой цоэзіей и уже
тѣмъ оказывала великую услугу внутреннему развитію общества, такъ и его высокія нравственныя идеи, идеи чистой человѣчно сти, благотворно вліяли на воспитаніе общества .
Вл. Соловьевъ 2) утверждаетъ, что Пушкинъ, болеe всего дорожа въ своемъ творчествѣ чистой поэзіей, тѣмъ не мен-ѣе признавалъ за собою и нравственное воздѣйствіе на общество, ибо „и чистая поэзія приноситъ истинную пользу, хотя не пред
намеренно*. Вл. Соловьевъ вкладываетъ въ уста Пушкина такія слова, обращенныя къ толпѣ: „То добро, которое вы цени
те,—оно есть и въ моемъ поэтическомъ запасѣ , и подъ добромъ Соловьевъ разум-ѣетъ здѣсь: пробужденіе добрыхъ чувствъ и проповедь милосердія къ падшимъ.
Д. Н. Овсянико-Куликовскій 3) признаетъ Пушкина чистымъ художникомъ („геній по преимуществу объективный ) и не приписываетъ ему никакой активной проповѣди, о міровоззрѣніи же его говоритъ следующее: „Что касается обіцаіо характера и настроенія лирики Пушкина, то въ этомъ отношеніи нужно
1) А. Н. Пыпинъ, „Характеристики литературныхъ мнѣній (1872—75 г.) изд. 3-ье, стр. 55, ус) и 88.
2) Вл. Соловьевъ, „Значеніе поэзіи Пушкина , В. Евр. 1899 г. декабрь, стр. 709—711.
3) Д. Н. Овсянико-Куликовскій, „А. С. Пушкинъ: Произведенія въ стихотворной формѣ —въ «Исторіи рус. литер. XIX в.», изд. Т-ва Міръ, выи. 5, 1908 г., стр. 373—576.