возвышая его эстетическія потребности. При Петрѣ былъ выстроенъ первый общественный театръ, въ Москвѣ, въ 1702 г. При царѣ Алексѣѣ театръ былъ исключительно царской и при
дворной потѣхой, недоступной народу. Нѣмецкая труппа Еунста, а съ 1703 г. Фирста, составленная отчасти изъ нѣмцевъ, отчасти изъ ихъ русскихъ учениковъ, съ успѣхомъ давала пьесы въ этой «комедійной хороминѣ»... Репертуаръ Еунста и Фирста былъ очень разнообразенъ—они играли нѣмецкія комедіи, драмы и оперы, оригинальныя и переводныя, представляли и пьесы, сочиненный на «случай» (на побѣду, на пріѣздъ царя и т. д.). Въ 1707 г. театръ этотъ пересталъ существовать, и все «убранство» его перешло въ Преображенскій театръ царевны Натальи, а затѣмъ въ театръ царицы Прасковьи,—тоже любительницы театральныхъ зрѣлищъ. Въ Москвѣ послѣ Фирста театральнымъ дѣломъ заня
лись ученики хирургической школы и студенты Московской академіи. Въ Петербургѣ театръ былъ устроенъ царевной Натальей; посѣщеніе его было общедоступно и безплатно; въ 1723 г. существовалъ нѣмецкій театръ Манна и простонародный театръ, на которомъ, во время Масленой, служители царскихъ конюшенъ разыгрывали балаганные фарсы.
Еромѣ театра, позаботился Петръ и о другихъ публичныхъ развлеченіяхъ. Еакъ ни грубы были его «ассамблеи», маска
рады, шутовскія свадьбы,—все-таки они значительно прибли
зили насъ къ Европѣ, тогда въ забавахъ своихъ тоже не особенно разборчивой.
Таковы, вкратцѣ, результаты заботъ Петра о просвѣщеніи и развитіи ума и чувства своихъ подданныхъ.
§ 4. Самъ Преобразователь, по словамъ Пушкина,—
То акадѳмикъ, то герой,
То мореплаватель, то плотникъ—
обладалъ такой «всеобъемлющей душой», что одинаково онъ интересовался и бесѣдой съ умнѣйпшми людьми Европы,—и ра
ботой корабельнаго мастера; онъ могъ наслаждаться произведеніями искусства и съ такимъ же удовольствіемъ дружески бесѣдовалъ съ матросами, или увлекался танцами и ухаживаньемъ за иностранными красавицами... И вмѣстѣ со всѣмъ этимъ—постоянный заботы о мощи своей родины, объ ея процвѣтаніи... Такое странное противорѣчіе интересовъ, въ сущности, было резулътатомъ ихъ разнообразія и ширины.
ственныхъ развлече
ніяхъ
(театры,
ассамблеи).
Личность
Петра В., ея всесторон
ность.