Вліяние Петра на
русское об
щество.
Русское общество при Петрѣ В.
„Свѣт
скость“ рус
скаго
общества при
Петрѣ В.
Въ дѣятельности этихъ трехъ учениковъ-союзниковъ Петра мощно проявился его разносторонній духъ. Петръ собою наполнилъ всю Россію, — онъ перебывалъ во всѣхъ ея концахъ и встряхнулъ всѣ ея углы, потрясъ всѣ сословія,—и все даро
витое, все живое отозвалось на его призывъ. Такихъ крупныхъ людей, какъ перечисленные (прибавлю еще Кантемира и Ломо
носова), мы не встрѣтимъ въ теченіе всей второй половины XVIII в. Не только этой грандіозностью,—они сходны и той единодушною любовью, съ которой относились они къ родинѣ. И въ этомъ сказалось вліяніе царя-«слуги отечества»... Мы отмѣчаемъ обѣ эти черты, характерный для эпохи и, къ еожалѣнію, исчезающія понемногу послѣ Петра...
§ 6. Обратимся теперь къ массѣ русскаго общества. Если отдѣльныя личности глубоко проникались европейскимъ духомъ, то масса, конечно, могла на первыхъ порахъ воспринимать лишь внѣшнія стороны чужой культуры. Но и это было важно— это было тоже побѣдой свѣтскаго, «мірского» житія, внѣш
нимъ показателемъ внутренней реформы духа. Конечно, это прекрасно понималъ Петръ, — оттого придавалъ онъ такое значеніе внѣшности своихъ подданныхъ. Заботы объ ихъ костюмѣ, о манерахъ, объ ихъ увеселеніяхъ на европейскій ладъ привели его, въ концѣ концовъ, къ реформѣ всей вну
тренней жизни русскаго дворянства. Впрочемъ, къ этой реформѣ русское общество было уже подготовлено царствованіемъ
Алексѣя, а затѣмъ правленіемъ Софьи, когда, по словамъ Куракина, «политесъ (politesse—«обхожденіе въ свѣтѣ») возстановлена была въ великомъ пляхетствѣ съ манеру поль
скаго и въ экипажахъ, и въ домовномъ строеніи, и въ уборахъ, и въ столахъ». Петръ положилъ конецъ вліяніямъ польскимъ и открылъ доступъ вліяніямъ западнымъ. Ближайшимъ результатомъ этого было воспитаніе общества во французскомъ духѣ,— тогда модномъ на западѣ и обязательномъ для всей Европы.
Какъ извѣстно, въ 1717—1718 гг. отпечатанъ былъ у насъ кодексъ правилъ приличія въ книгѣ: «Юности честныя зерцало». Задачей этого руководства было приблизить молодого русскаго дворянина къ идеалу «придворнаго человѣка», научить его хорошимъ манерамъ для обхожденія въ свѣтѣ. Конечно, въ такомъ воспитаніи было немало и зла,—такъ, напр., это «обхожденіе» неизбѣжно учило русскихъ дикарей свѣтской лжи: юноша, вытвердивъ правила «Зерцала», старался, «говоря о