НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.


V. Петровскій періодъ русской литературы *).


§ 1. Закономѣрное и случайное въ жизни и исторіи. Въ жизни всего общества и въ дѣятельности всякаго отдѣльнаго человѣка надо различать элеиентъ «закономѣрности» и эленентъ «случайности». Изъ совокупности этихъ двухъ силъ слагается дѣятельность отдѣльнаго лица и цѣлаго общества; этой совокупностью опредѣляется смыслъ вся
каго историческаго явленія, выясняется сущность всего историческаго прогресса,—этого органическаго соединенія безсознательныхъ и сознательныхъ усилій отдѣльныхъ лицъ. Такимъ образомъ, «закономѣрное» и «случайное» входитъ во всякое крупное и мелкое событіе. Въ жизни обыкновенныхъ, мелкихъ людей трудно опредѣлить проявленіе обоихъ этихъ элементовъ прогресса: здѣсь «закономѣрность» не поддается опредѣленію,—для современника почти невозможно ее уловить,—для исто
рика же жизнь всякой мелкой единицы тонетъ въ сумракѣ прошлаго; для его наблюденій остается масса и болѣе крупные дѣятели. Вотъ почему въ жизни массъ, и особенно въ жизни крупныхъ дѣятелей, выражающихъ собою эпохи, собирающихъ въ себѣ, какъ въ фокусѣ, долголѣтнія усилія массъ,—«закономѣрность» и замѣтнѣе, и рельефнѣе.
«Случайностью» во всякой человѣческой дѣятельности будетъ ея характеръ, форма, нѣкоторыя ея частности,—однимъ словомъ, все то, что носитъ характеръ «индивидуальности» 2).
Итакъ, личности въ исторіи предоставленъ широкій просторъ: не измѣняя сущности міровыхъ законовъ развитія, тяготѣющихъ надъ всѣмъ
1) Въ предыдущихъ выпускахъ моей „Исторіи“ охарактеризованы четыре періода древнерусской письменности,—Петровскій будетъ пятый.
2) Творецъ эволюціонной теоріи Дарвинъ и въ мірѣ естественномъ указалъ на явленіе „идіосипкразіи“,—наличность той случайности, которая, не мѣняя общихъ законовъ развитія, придаетъ отдѣльнымъ случаямъ своеобразный, имъ лично ирисущій, характеръ. Страстный поклонникъ эволюціонизма Брюнетьеръ на этомъ явленіи строитъ свою теорію о значеніи личности въ исторіи. „Индивидуальность, говоритъ онъ, это—совокупность такихъ достоинствъ и недостатковъ, которые дѣлаютъ индивидуума единственнымъ въ своемъ родѣ; индивидуаль
ность, вносимая какимъ-нибудь человѣкомъ въ исторію, есть то, чего не существовало до него, не существовало бы безъ него, но будетъ существовать послѣ него11 (Г. Brunetiere—„L’evolution des genres dans l’hist. de la lit.“, 22).
Закономѣрное и случайное въ
жизни и
исторіи.
a) Закономѣрноѳ.
b) Случай
ное.