И здѣсь, стало быть, мы видимъ родъ интенсивнаго творчества, тщательную разработку извѣстныхъ темъ.
Какъ на томъ, такъ и на другомъ поприщѣ Толстой создалъ крупный цѣнности, частью уже вошедшія, частью долженствующія войти въ оборотъ общечеловеческой мысли. Изъ нихъ особенно легко выделяются и, такъ сказать, сами за себя говорятъ ценности художественно-психологическія.
Для правильнаго пониманія ихъ, для надлежащей оценки ихъ смысла и значенія необходимо связать ихъ съ внутреннимъ міромъ поэта, ихъ создавшаго: оне не
отделимы отъ личности Толстого въ ея последовательномъ развитіи въ теченіе 50-ти летъ. Изучать художе
ственное творчество Толстого значитъ изучать его самого.
Этотъ пріемъ мы и положимъ въ основаніе нижеследующаго изложенія.


II.


Уже въ первыхъ произвеленіяхъ Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность», «Утро помѣщика», «Рубка леса», «Казаки», «Севастополь»), написанныхъ въ 50-хъ годахъ, обнаружились характерныя черты и сильныя стороны его художественнаго дарованія. Тол^
стой сразу выступилъ на свой настоящій путь, безъ техъ исканій, блужданій, уклоненій въ сторону, какими обычно начинаютъ свою литературную деятель
ность крупные писатели-художники. У него не было ни подражательнаго періода, ни слабыхъ опытовъ. Онъ сразу же далъ выдающуюся, оригинальную, са
мостоятельную вещь («Детство», 1852 г.), на которую все обратили вниманіе, и которая до сихъ поръ сохраняете свой художественный и психологическій