указаннымъ произведеніямъ начальнаго періода въ деятельности Толстого.
Въ ряду этихъ произведены отмѣтимъ сперва тѣ, въ которыхъ Толстой, вопреки общему характеру сво
его творчества и самой натуры своей, отдалъ дань духу времени и отозвался на очередные, злободнев
ные вопросы. Сюда относятся: «Утро помѣщикау», «Казаки», «Рубка лѣса», «Севастополь», аПоликушка». На этихъ вещахъ лежитъ яркій отпечатокъ времени,— здѣсь отразились тѣ «вѣянія» и настроенія, которыя были связаны съ крушеніемъ дореформенныхъ порядковъ и возвѣщали наступленіе эпохи реформъ и прежде всего — величайшей изъ нихъ—реформы 19 февраля 1861 г. Художественная публицистика чужда генію Толстого. И по коренному свойству своей натуры, великій писатель земли русской всегда обнаруживалъ стремленіе идти своимъ путемъ, по воз
можности сопротивляясь гнету господствующихъ направленій, теченій и увлеченій. Но во второй половинѣ 50-хъ годовъ противиться этому «гнету» не было ни
какой возможности: общественное возбужденіе было такъ велико, всеобщая жажда обновленія была такъ напряженна, совершавшійся переворотъ коренныхъ устоевъ жизни былъ такъ громаденъ, что даже
Л. Н. Толстой не могъ не подчиниться общему настроенію и, волей-неволей, отразилъ въ своихъ произведеніяхъ кое-что изъ тѣхъ симпатій и антипатій, ожиданій и упованій, которыя гораздо ярче и полнѣе отразились въ произведеніяхъ Тургенева («Записки охот
ника», «Муму» и др.), въ ранней сатирѣ Салтыкова («Губернскіе очерки», «Невинные разсказы»), въ стихотвореніяхъ Некрасова, въ многочисленныхъ «обличительныхъ» повѣстяхъ и разсказахъ второстепенныхъ писателей.