риал только для физико-географических экскурсий и потому узки по теме, например: прекрасные марш
руты на дюны, в лес, разработанные в известном
сборнике „Школьные экскурсии для окрестностей Ленинграда; превосходный материал и для географии дается в „Трудах первого геологического съезда , в работах Н. Н. Яковлева, М. М. Тетяева и др. Несколько лучше положение с дальними экскурсиями, многодневными (Крым, Мурман, Днепрогэс и др.), но и здесь поражает, до какой степени мало используется огромный материал, даваемый этими маршрутами, именно в географических целях.
Это нужно помнить, для того чтобы вполне оценить трудности экскурсионной работы преподавателя гео
графии. Ему почти не на что опираться в построении маршрутов для своей школы, к его услугам нет тех сводок, которые имеются по геологии, почвам края; нет чаще всего даже специальных трудов. Строя маршрут, он должен почти всегда сначала исследо
вать местность, стать пионером ее географического изучения, для которо го нет ни прототипов, ни опорных данных, не хватает и у самого педагога ни подготовки, ни техники, ни времени, ни средств. Препо
даватель высшей школы немного богаче его, и это относительное богатство отнюдь не заключается в обилии средств и материальных возможностей для полевой работы. Создавать описание географических маршрутов, вычеканивать методику их разра
ботки и осуществления географу приходится урывками, по частям, никогда не имея надежды довести свою