неру, особенности его творчества, даже форму его про извеіеній. Какъ пи отвлеченны образы, создаваемые художникомъ, какъ ни высоко поднимается онъ надъ .скорбной драмой нашего временнаго бытія“, въ основѣ его созданій всегда лежитъ то или иное опредѣленное отношеніе его къ реальнымъ интересамъ людей, онъ от
ражаетъ одинъ изъ выходовъ, который находитъ та или иная часть общества изъ сложныхъ конфликтовъ жизни, изъ столкновепія непримиримыхъ интересовъ.
Андреевъ и Купринъ—два полюса современной литературы. Они—выраженіе двухъ противоположныхъ па
правлепій, по которымъ разбились совремешшя интеллигептныя силы. Около нихъ можно сгруппировать со
временныхъ поэтовъ и беллетристовъ. Это не значить, что молодые писатели непремѣнно ихъ ученики и подра
жатели. Но оба писателя — самые яркіе и законченные выразители тѣхъ двухъ духовныхъ теченій, къ одному изъ которыхъ неизбѣжно примыкаетъ всякій современ
ный писатель. Одно изъ нихъ ведетъ къ борьбѣ личности
съ несовершенствами жизни, другое уводитъ отъ жизни внутрь самого человѣка, въ глубину его собственной
души. Одно исходить изъ вѣры, что жизнь есть созданіе человѣка, что счастье его находится въ его рукахъ, что непремѣннымъ условіемъ освобожденія личности является реорганизація общественная строя на разумныхъ началахъ, что въ общественномъ неустройствѣ лежитъ главная причина страданій личности. Другое исходитъ изъ вѣры, что Царство Божіе внутри насъ, что освобожденіе личности—дѣло ея внутренней работы надъ самой собой, что центръ тяжести лежитъ не въ революціи обществен
наго строя, а въ революции сознанія. Художественная литература всегда является только образнымъ отраже


ніемъ того пониманія жизни, которое складывается изъ борьбы интересовъ, и нѣтъ ничего удивительнаго, что