чтобы понять эго различіе, представимъ себѣ на минуту любой видъ личпаго страданія. Человѣкь любитъ волю, просторъ, красоту, а между тѣмъ безпощадный ходъ жизни смялъ его, отнялъ его свободу,—и онъ томится въ четырехъ стѣнахъ тюрьмы, гдѣ нѣтъ ни красоты, ни вѣта, ни простора. Есть два пути къ прекращенію или, по крайней мѣрѣ, ослабленію этого страданія. Я могу
изслѣдовать тѣ общественныя условія, которыя приводятъ къ процвѣтанію цѣпей и тюремъ. И тогда фактическая сторона дѣла пріобрѣтаетъ въ моихъ глазахъ пер
венствующее значеніе. Описаніе, класснфикація, вѣрная и точная регистрація фактовъ являются первой задачей писателя, потрясеннаго страданіями томящейся въ неволѣ человѣческой души. Наука, ея два могучихъ оружія— наблюденіе и опытъ—становятся главнымъ оружіемъ въ рукахъ художника. Онъ инстинктивно пользуется этими средствами познанія природы и человѣка. Его личныя настроенія и чувства регулируются внутренней потреб
ностью уловить объективное, общее отношеніе къ факту, устанавливаемое общими пріемами изслѣдованія явленій.
Вторая задача такого писателя заключается въ борьбѣ противъ явленій, въ результатѣ которыхъ получился поразившій его фактъ. Въ его произведеніи, какъ бы ни старался онъ служить „чистому искусству и „самодовлѣющей красотѣ, будетъ звучать явный или скрытый
протестъ противъ общественныхъ условій, лежащихъ въ основѣ поразившаго его факта. Соціальный пылъ и реализмъ—неразлучные спутники. Изслѣдованіе и рефор
маторский пылъ—союзники. Расцвѣту вѣры въ соціальное усиліе всегда соотвѣтствуетъ въ области художественная творчества расцвѣтъ реализма, стремленіе собрать фактически матеріалъ, представить возможно большее количе
ство документовъ о человѣкѣ и обществѣ. Писательреалистъ — всегда агитаторъ, даже если онъ не хочетъ