iB 1863 г. был разработан довольно детальный план превращения реки в судоходную магистраль с шлюзами, речным портом и небольшой гаванью-затоном. Часть средств должна была дать казна, остальные — город, ко обе стороны так и не столковались между собой.
В 70-х годах прошлого века французские предприниматели получили концессию на организацию судоход
ства по Москва-реке. «Товарищество Москворецкого туэрного пароходства» построило на реке к 1877 г. шесть шлюзов и открыло пароходное сообщение. Концессия была получена на 60 лет, но ввиду убыточности предприятия ликвидировалась, и в 1902 г. ©се сооружения отошли к казне.
До XVIII в. Москва знала преимущественно «живыемосты: на воду в- мелком месте клали ряды бревен, связанных между собой и прикрепленных к кольям, вби
тым в дно. Таким был в XVII в. и Москворецкий мост. До 1829 г., кроме Б. Каімешшго, все мосты, были дере^ вянными и на время паводков разбирались. В 1913 г, Москва насчитывала 27 мостов: 7 из «их на самой pel ке, 6—на канале, 14 — на Яузе. К 1934 г. число мостов
увеличилось до 46: металлических — 17, каменных — 9,1
железобетонных — 6. Общая длина всех мостов, вытя-І нутых в одну линию, составляла 2,5 км. За последние
годы мосты были капитально укреплены, по ним без ограничения курсируют все виды транспорта, проложе
ны двухпутные колеи для трамваев и этим уничтожены скопления трамваев, поджидавших своей очереди у моі стов. В 1937 т. вступил в строй первый метромост.
Но растущей столице, ее новым жилым, и промыт леи? ным районам нехватает существующих мостов, и в качестве их суррогатов возникали лодочные и моторньй перевозы. По генеральному плану социалистической реконструкции Москвы, через реки и каналы города пе
рекидываются новые, высокие мосты. Обводнение Моі сква-реки волжскими водами поднимает уровень ее дс отметки «120» (120 м над уровнем Балтийского моря). Бабьегородская плотина уже не нужна, и двух этажные комфортабельные пароходы смогут іпричаля
вать к пристаням у Дворца советов и Кремля. -С пу ском канала Москва—Волга мосты города должны быті
подняты для свободного прохода под их арками трех*? этажньгх волжских судов. На реке, канале и Яузе зг ’ 10 лет будет построено до 30 новых мостов; 8 из низ