будут построены к 1 января 1938 г. (Крымский, Б. Каменный, Москворецкий, Устьинский, Б. Краснохолмский и 3 моста через водоотводный канал). Новоспасский мост будет поднят. Все мосты будут широкими, удобными для всех видов транспорта, являясь продолжениями архитектурных ансамблей улиц столицы.
Москва издавна «славилась» и своими ростовыми. Это была печальная слава грубых и неудобных мостовых из корявой булыги. Если мостовые не отличались удобствами, то набережные, даже в парадных частях горо
да, пребывали в самом ужасающем состоянии. До 1867 г. набережные реки находились в ведении округа путей сообщения. С 1817 по 1823 г. были построены подпорные стенки на обоих берегах реки от Б. Камен
ного моста до Яузы. Стенки были облицованы плитами, к реке спускались лестницы и специальные пологие с’езды для водовозов. Вдоль новых набережных были установлены железные и чугунные решетки и устроены тротуары из каменных плит. Но рядом с этими сравнительно благоустроенными набережными торчала бугри
стая булыжная мостовая. Завершив эту работу, округ путей сообщения, а за ним городская дума в течение десятков лет не выстроили ни одной набережной.
Московские старожилы 60-х годов отмечают, что река почти не имела набережных и было обычным явлением, когда полая вода обрушивала берега со строениями.
Только в 1880 г., после трехлетнего строительства, была открыта новая набережная у храма Христа. Это была единственная набережная города, построенная по архитектурному проекту. На протяжении полукилометра, у подножья безвкусного памятника казенной архи
тектуры— храма Христа была сооружена по проекту инженера Левачева набережная из гранита и песчаника с лестницами, сходами и террасой.
На этом строительство -набережных было закончено. Даже текущий ремонт их производился нерегулярно, и берега, ;не укрепленные стенками, оползали и разруша
лись. Разливаясь, река подмыла берега в Симоновой слободе; на Арбатецкой улице, близ Крутиц, сорвало берег- настолько, что обнажился фундамент домов. Большим наводнением 1908 г. и летними ливнями была сдвинута в реку подпорная стенка у Кремля. Как описы
вают современники, набережная приняла вид «круглого мыса», на берегу зиял провал. Только через три года