Чтобы рѣзче оттѣнить рѣшимость своей матери, ея непреклонность въ преодолѣніи препятствій поэтъ заставляетъ бабушку нарисовать дочери картину той жизни, которая ее ожидаетъ въ русской деревнѣ, среди
всѣхъ прелестей помѣщичьяго грубаго быта эпохи конца крѣпостного права, того быта, который такъ ярко изображенъ Некрасовымъ въ стихотвореніи „Въ невѣдомой глуши , гдѣ читаемъ:
„Въ невѣдомой глуши, въ деревнѣ полудикой Я росъ средь буйныхъ дикарей,
И мнѣ дала судьба по милости великой. Въ руководители псарей.
Вокругъ меня кипѣлъ развратъ волною грязной, Боролись страсти нищеты,
И на душу мою той жизни безобразной Ложились грубыя черты11.
Въ другомъ своемъ стихотвореніи „Родина поэтъ также изображаешь обстановку своихъ дѣтскихъ лѣтъ въ такомъ же духѣ:
„И вотъ они опять, знакомил мѣста,
Гдѣ жизнь отцовъ моихъ, безплодна и пуста, Текла среди пировъ, безсмысленнаго чванства, Разврата грязнаго и мелкаго тиранства;
Гдѣ рай подавленныхъ и трепетныхъ рабовъ


(Завидовалъ житью послѣднихъ барскихъ псовъ .


Такими же мрачными чертами изображена обстановка дѣтства поэта и въ другихъ произведеніяхъ: „Несчастные , „Медвѣжья охота и т. д., гдѣ, какъ и въ только что указанныхъ произведеніяхъ содержится такая безпощадная, сильная и могучая по дѣйствію на чита
телей своего времени филиппика противъ крѣпостничества, какой не знала до тѣхъ поръ русская литература.
Попавши въ подобную гнетущую обстановку, мать поэта, рисуемая имъ женщиною хорошо воспитанною, образованною и мягкосердеч
ною, естественно, должна была испытывать тяжелую душевную борьбу и страданія, когда дѣвичья, привольная, полная удовольствій жизнь смѣнилась для Александры Андреевны, по выходѣ замужъ, сначала тяжелой, скитальческой жизнью, а потомъ жизнью въ глухой деревнѣ со всѣмн ея крупными и мелкими заботами нравственными страданіями, страхомъ за дѣтей, за угнетенныхъ крѣпостныхъ и т. д. Немудрено,
что въ обрисовкѣ поэта образъ матери выступаетъ всегда грустнымъ, сосредоточеннымъ:
Треволненья мірского далекая,
Съ неземнымъ выраженьемъ въ очахъ, Русокудрая, голубоокая,