Въ этомъ важномъ шагѣ первенствующее значеніе принадлежишь тому же профессору.
Быть можетъ, нашимъ читателямъ будетъ не безъинтересно узнать, какъ это было. Мнѣ случилось стоять близко къ источнику этого движенія и потому возвращаюсь къ своимъ воспоминаніямъ.
Осенью того же 1861 года Ѳ. И. Вуслаевъ пригласилъ меня преподавать русскую словесность въ одномъ училищѣ 1), котораго инспекторомъ онъ состоялъ тогда.
Какъ сейчасъ помню — я долженъ былъ пріѣхать къ Ѳ. И. Буслаеву, чтобы вмѣстѣ отправиться въ училище для начала занятій. Я засталъ его пишущимъ что-то у кон
торки. Онъ немедленно подѣлился тѣмъ, что занимало его въ то время—и прочитала, только что написанное. То было окончаніе статьи о русскомъ богатырскомъ эпосѣ, изъ которой приведены выписки выше. Затѣмъ, разъясняя программу, которая должна была, по его мнѣнію, исполняться въ каждой средней школѣ, и которую предстояло исполнять мнѣ, Ѳ. И. Буслаевъ указалъ въ ней почетное мѣсто русскимъ былинамъ.
Мнѣ было извѣстно, что когда онъ самъ иередъ тѣмъ былъ учителемъ 3-й моек, гимназіи, то подвергалъ разбору языкъ былинъ: но, какъ думалось мнѣ, это дѣлалось имъ въ курсѣ грамматическомъ и стилистическомъ (и вошло какъ матеріалъ въ его „Историческую
грамматику11). Но теперь онъ указывалъ на былины, какъ на образцы эпической поэзіи и выразилъ убѣжденіе, что чтеніе ихъ нужно и для эстетическихъ цѣлей обра
зованія, которыя уважаемый про®ессоръ никогда не отдѣлялъ отъ другихъ цѣлей языкоученія.
Съ тѣхъ поръ начались мои уроки въ двухъ старшихъ классахъ упомянутой школы подъ руководствомъ Ѳедора Ивановича. Мало-по-малу мнѣ стало ясно, что внесеніе этого новаго матеріала для класснаго чтенія не было только прибавленіемъ лишнихъ образцовъ словесности, но кореннымъ образомъ измѣняло эстетиче
скую сторону программы. Теорія эпоса, перестроенная новыми трудами Гриммовской школы, блестящимъ образомъ разъясненная въ рядѣ изслѣдоваиій русскаго эпоса Ѳ. И. Вуслаевымъ, съ тѣхъ поръ стала достояніемгь русской средней школы. Статьи эти, не будучи педагогическими, тѣмъ не менѣе оказывали болѣе существенную пользу
дидактикѣ, нежели многія трактаты, появлявшіяся въ такомъ обиліи въ ея спеціальной области. Статьи эти вводили насъ, учителей, въ сферу науки и сами были плодомъ широкаго и возвышеннаго пониманія исторіи просвѣщенія. Въ озареніи этимъ пониманіемъ своей задачи такъ нуждались мы, юные учителя, готовившіе себя къ гимназическому преподаванію.
Приготовленное Ѳ. И. Вуслаевымъ поколѣніе учителей русскаго языка и словес ности уже дѣйствуетъ около четверти вѣка. Выработанныя ими программы по этому предмету 2) для Московскаго учебнаго округа послужили основаніемъ для многихъ послѣдующихъ программъ всѣхъ вѣдомствъ. Членъ ученаго комитета М. Н. П. А. Д.
Галаховъ, въ представленіи своемъ 18G5 года министру народнаго просвѣіценія отъ имени ученаго комитета отдалъ предпочтете программѣ московскаго учебнаго округа. Въ главныхъ основаніяхъ своихъ указанный ею матеріалъ для класснаго чтенія вошелъ и въ нынѣ дѣйствующую примѣрную программу гимназій. Какъ въ ней, такъ и
1) Маріинско-Ермоловскомъ женскомъ училищѣ, у Каменнаго моста (пынѣ ,,Маріинскомъ“).
2) Въ 1864 г. подъ предсѣдатсльствомъ Ѳ. И. Буслаева, въ 1866 г. ііодъ предсѣдательствомъ И. С. Тнхонравова.