Предисловіе.


♦ *


Выпуская въ свѣтъ II—ой томъ моей хрестоматіи, я надѣюсь, что онъ будетъ встрѣченъ такъ же благосклонно, какъ І-ый и ІІІ-ій. Обиліе литературнаго матеріала, включеннаго въ содержаніе этого ІІ-го тома, заставило меня разбить его на ПЯТЬ выпусковъ.




Въ третій выпускъ включилъ я произведенія начала ХІХ-го




вѣка, принадлежащія классическому, реалистическому и народническому направленіямъ. Многіе изъ нихъ впервые появляются въ учебныхъ хрестоматіяхъ, между тѣмъ, ихъ интересъ настолько великъ, что ознакомленіе съ ними учениковъ является, на мой взглядъ, дѣломъ необходимымъ. Только при условіи широкаго и всесторонняго освѣщенія литературной жизни ХѴІІІ-го вѣка и начала ХІХ-го понятной сдѣлается деятельность Пушкина и Гоголя. Преслѣдуя своимъ учебникомъ („Исторія русской слове




сности11 въ 3-хъ т.) и хрестоматіей вполнѣ опредѣленную цѣль— помочь строго-исторической постановкѣ школьнаго изученія русской литературы, глубже и шире освѣтить русское творчество прошлаго, я считаю необходимымъ и цѣлесообразнымъ то




расширеніе изученія литературнаго матеріала, первымъ опытомъ котораго въ нашей педагогической литературѣ является моя „Историческая хрестоматія“.