венно полагали; наоборотъ—онъ былъ софйстомъ изъ софистовъ
и еристикомъ изъ еристиковъ г). Все, что Пдатонъ говоритъ о софистахъ, скорѣе всего относится къ Сократу ; вмѣсто безсмысленнаго слова софистика слѣдуетъ говорить сократика 4). Единственная раз
ница между софистами и Сократомъ въ томъ, что первые были люди практичные и учили за плату, а Сократъ смотрѣлъ на торговлю муд
ростью какъ на недостойное и рабское дѣло, и потому не бралъ денегъ за свои бесѣды 5); во всемъ остальномъ Сократъ, если смотрѣть
на софистовъ какъ на вражью силу, былъ среди нихъ тѣмъ же, чѣмъ между дьяволами Вельзевулъ “). Но предразсудокъ, заставлявшій Сок
рата не брать съ учениковъ денегъ, имѣлъ въ исторіи софистовъ роковое значеніе. Онъ былъ вполнѣ усвоенъ Платономъ, который, какъ великій теоретикъ и соціалистъ 7), шелъ къ тому же въ разрѣзъ съ господствовавшими нравственными убѣжденіями и потому вдвойнѣ возненавидѣлъ платныхъ наставниковъ въ ходячей добродѣтели 8). Для названія особенно выдающихся между ними онъ счелъ наиболѣе под
ходящимъ слово софистъ, обозначавшее умственную знаменитость въ связи съ ненавистной ассоціаціей . „Блестящій геній, продолжитель
ное вліяніе и частая полемика Платона (говоритъ главный защитникъ
софистовъ—Гротъ 10), заклеймили этимъ именемъ лицъ, противъ которыхъ онъ писалъ, какъ будто это было ихъ признанное, законное, имъ только принадлежащее обозначеніе; хотя достовѣрно то, что еслибы среди Пелопоннезской войны какой-нибудь аѳинянинъ былъ
спрошенъ, кто главные софисты въ вашемъ городѣ, онъ прежде всего бы назвалъ Сократа, такъ какъ Сократъ былъ въ одно и то же время выдающимся учителемъ и лично непопуляренъ; а именно таково было сочетаніе качествъ, которое обыкновенная публика естественно
1) Grote, History of Greece, V, p. 260; VIII, p. 155. (См. слѣд. стр.). Plato II, p. 428—431.
2) Grote, Plato, I, p. 534 — 536; III, 479: Socrates the most persevering and acute Eristic of his age. Index, p. 65: Socrates the greatest Eristic of his age.
3) Grote, Plato, II, p. 428—431.
4) Ibid. I, p. 260: Instead of unmeaning abstract «Sophistiк» given by Zeller and others, we ought properly to insert the word «Sокratiк», if we are to have any abstract term at all.
5) Grote, History of Greece, VIII, p. 153; Plato, II, 431.
6). Grote, Plato, I, 395: Critics... do not like to see Socrates emploing sophistry against the Sophists: that is, as they think, casting out devils by the help of Beelzebul.
Grote, History of Greece, VIII, p. 204. Ibid. p. 158.
Ibid. p. 155.