выражала словомъ софисть. Платонъ не только изъялъ это имя изъ общаго употреблеиія, чтобы закрѣпить спеціально за своими против
никами, учителями изъ-за платы, но также связалъ съ нимъ крайне безчестные аттрибуты, которые вовсе не входили въ его первичное признанное значеніе, и были совершенно различны отъ неопредѣленнаго чувства нелюбви, связаннаго съ этимъ словомъ, хотя и были привиты къ этому чувству. Аристотель, слѣдуя примѣру своего учи
теля, далъ слову софистъ опредѣленіе въ сущности тождественное съ тѣмъ, которое оно имѣетъ въ современныхъ языкахъ—„софистъ— это обманщикъ, имѣющій притязаніе на знаніе, человѣкъ употребляющій то, что ему извѣстно за ложь, ради обмана и пріобрѣтенія денегъ“. „Вторая половина Y вѣка до P. X. (читаемъ мы далѣе у Грота
обыкновенно обозначается въ исторіи философіи какъ вѣкъ Сократа
и софистовъ. О софистахъ говорили какъ о новомъ классѣ людей или иногда въ такихъ выраженіяхъ, которыя подразумѣвали новую
ученую доктрину или школу, какъ будто софисты тогда въ первый разъ появились въ Греціи—чванные шарлатаны, льстящіе и обманываюіціе богатыхъ юношей ради своей личной выгоды, подкапывающіе
въ Аѳинахъ общественную и частную нравственность и поощряющіе своихъ учениковъ къ безсовѣстному потворству честолюбію и жад
ности. Сократа, напротивъ, обыкновенно изображали какъ святаго человѣка, борющагося съ этими лжепророками и изобличающаго ихъ, какъ неутомимаго поборника нравственности противъ ихъ коварныхъ уловокъ. Но хотя появленіе человѣка, столь сильно оригинальнаго, какъ Сократъ, было новымъ Фактомъ невыразимой важности, появле
ніе софистовъ вовсе не было новымъ Фактомъ: что было новаго, такъ это особое употребленіе стараго слова, которое Платонъ лишилъ его обычнаго значенія (took out of its usual meaning) и укрѣпилъ за выдающимися платными учителями Сократова вѣка“. Несмотря однако на то, что о такъ-называемыхъ софистахъ мы знаемъ главнымъ образомъ изъ свидѣтельствъ ихъ „отъявленнаго врага“ Пла
тона, даже и его свидѣтельства, если ихъ построить правильно и взять въ цѣломъ, не могутъ уполномочить къ тѣмъ обвиненіямъ въ безнравственномъ ученіи, ложномъ притязаніи на мудрость и т. д.,
которыя современные историки философіи громкимъ хоромъ возво
дятъ на софистовъ г). У этихъ историковъ вошло въ обычай „переводить изъ Платона и выставлять вражью силу подъ названіемъ „софистика (dress up the fiend called „Die Sophistik“), которая, по ихъ
Ibid. p. 156. Ibid. p. 164.