Настоящее изслѣдованіе составляете третью часть предпринятаго мною труда о греческихъ соФистахъ. Изъ множества вопросовъ, „которыми софисты ограждаютъ себя отъ изслѣдователя“, оно пы
тается рѣшить во всей полнотѣ только два: о томъ, кто были греческіе софисты, и о связи ихъ міровоззрѣнія и деятельности съ общей политической и культурной исторіей Греціи. Вторая часть будетъ со
держать критику источниковъ, подробное обозрѣніе всего того, что намъ извѣстно о каждомъ софистѢ въ отдѣльности, и критическую
оцѣнку соФіістическихъ теорій. Въ третьей я изложу исторію философскаго служенія Сократа, имя и дѣятельность котораго неразрывно связаны съ именами и деятельностью софистовъ.
Для знающихъ, что въ данномъ случаѣ требуется отъ критика, должно быть вполнѣ ясно, почему я, хотя и ссылаюсь въ настоящей части на источники, не начинаю съ ихъ критики, а отношу ее къ началу второй части. Свидѣтельства главнаго повѣствователя о со- Фистахъ, Платона, возбуждаютъ въ критикахъ недовѣріе въ особенности вслѣдствіе недоброжелательныхъ, вызванныхъ будто бы исключительно его личною философскою точкой зрѣнія, замѣчаній объ аѳинской демократіи, служителями которой были софисты. Пока мы не узнаемъ,
какова была въ дѣйствительности эта демократія, мы не будемъ въ состояніи судить и о томъ, правильны или нѣтъ Платоновы сужденія о ней. Въ настоящемъ изслѣдованіи я даю характеристику аѳинской демократіи на основаніи разнообразныхъ источниковъ. Каково бы ни было мнѣніе объ этой характеристике, она покажетъ во всякомъ случаѣ, что все то, что Платонъ говоритъ о нравственныхъ идеалахъ,
одушевлявшихъ аѳинянъ временъ охлократіи, подтверждается и всѣми другими современными ему писателями—историками, риторами, по
этами и философами. Въ слѣдующей части рядомъ доводовъ я поста
раюсь поставить внѣ сомнѣнія, что вполнѣ согласны съ исторической истиной и во всякомъ случаѣ ей не противорѣчатъ свидѣтельства Платона и объ упоминаемыхъ и выводимыхъ имъ въ діалогахъ историческихъ лицахъ и что у него не было никакой причины клеветать
на однихъ только софистовъ. Изъ приведенныхъ въ настоящемъ