стара го реализма, но въ научной осторожности, пытливости и добросовестности они превосходятъ своихъ предшественниковъ. Субъективизмъ Тургенева н субъективизмъ Куприна отдѣлены цѣлой пропастью. Тамъ— все еще вѣра, все еще идеализмъ, все еще тайное при
знаніе, что истина добывается изнутри человѣческаго духа. Здѣсь всякая вѣра, всякое утвержденіе — науч
ная истина, выводъ, почти добываемый методами точнаго знанія. Послѣ декадентовъ и мистиковъ реалисты пишутъ иначе, точно боятся повторить смѣшныя теперь ошибки увлекшихся пророковъ.
Но если умолкающій постепенно разгулъ неоромантизма оказался плодотворнымъ для писателейреалистовъ, то онъ имѣлъ роковыя послѣдствія для талантовъ, которые неспособны перейти къ трезвому изображению жизни. Покинувъ землю, они тщетно
стремились проникнуть за „желѣзныя врата, зпаменующія собою предѣлъ умопостигаемаго міра“. И когда „Нѣкто, ограждающій входы не пустнлъ ихъ туда, гдѣ „обитаетъ Начало всякаго бытія, Великій Разумъ вселенной , они оказались безсилышыми вернуться на землю. Полное банкротство, неминуемая ка
тастрофа ждетъ этихъ писателей, которые не вынесли надлежащего урока изъ своихъ тщетныхъ усилій передъ желѣзными вратами. Глубочайшіе умы изъ титаническихъ попытокъ находили выходъ въ солидарной обще
ственной работѣ, въ служеніи злобѣ дня. Нослѣ „Верте
ра и перваго „Фауста Гёте написалъ „Вильгельма Мейстера и второго „Фауста . Послѣ „Каина Байронъ создалъ „Бронзовый вѣкъ“. Но погибъ Леопарди, драгоцѣннѣйшая жертва переходной эпохи, натура слишкомъ сроднившаяся съ умирающимъ міромъ, для того чтобы пережить его смерть.
Л. Андреевъ—драгоцѣнная жертва пережитаго нами тяжелаго періода. Если будущему историку пона
добится отыскать самое яркое выраженіе того ужаса передъ жизнью, который на-время парализовалъ умъ