и волю русскаго общества, онъ найдетъ это выраже-/ ніе въ произведеніяхъ Андреева. Его разсказы и трагедіи—символы, въ которые претворяетъ испуганное воображеніе отдѣльныя стороны действительности. Его фигуры и образы — надгробныя надписи надъ
похороненными человѣческими усиліями. Его выводы— проклятіе небу, въ ягелѣзныя врата котораго тщетно
стучался пасынокъ земли, оставшійся безъ пути и дѣли. Андреевъ — драгоцѣнная ягертва, потому что онъ—талантъ, потому что талантъ — тотъ, кому посчастливилось раньше всѣхъ и лучше всѣхъ вопло
тить думы многихъ. Всѣ произведенія Андреева, отъ самыхъ раннихъ до „Анатэмы“, это—печальная повѣсть 1 души, которая вопіетъ къ небу: „скажи! . Это—тотъ крикъ, съ которымъ отецъ Игнатій обращался къ могилѣ своей дочери и на который не получилъ отвѣта.
„Скажи!“ Скажи, почему человѣкъ хочетъ счастья, а его преслѣдуетъ несчастье; скажи, почему человѣкъ такъ любитъ жизнь, а его ждетъ неизбѣжная смерть, почему мысль человѣка ставитъ себѣ вопросы о тайнѣ мірозданія и почему она такъ ограничена, что никогда не отвѣтитъ на эти вопросы, почему вѣра человѣка говорить ему о благости и справедливости Бога, а въ мірѣ нѣтъ ни благости, ни справедливости, откуда всѣ эти и тысячи другихъ трагическихъ противорѣчій и несоотвѣтствій, кто насмѣялся такъ жестоко надъ человѣкомъ, кому понадобилось бросить его въ міръ, привить ему стремленія и не дать силъ для ихъ осуществленія? Андреевъ прошелъ все поле жизни, и на этомъ полѣ „какъ въ знойной Ливійской юдоли не встрѣтились взору ни тѣнь, ни цвѣтокъ“. Весь этотъ путь убѣдилъ его въ одпомъ, что всѣ пути, которыми человечество мечтало отвоевать себѣ свободу и счастье, ложны, что его судьбами управляетъ жестокая и враждебная сила, стоящая за
редѣлами умопостигаемаго міра. Эта злая сила не